Смертоносные дебютанты: самое опасное оружие в мире
При этом Митчелл рассмешил американских адмиралов, заявив, что самолеты способны уничтожать любые корабли, включая линкоры. Адмиралам казалось невозможным, чтобы хрупкая деревянная «этажерка» смогла уничтожить закованного в броню морского исполина, однако Митчелл знал что говорил.
Ещё в конце Первой мировой появились бомбардировщики способные брать на борт бомбу весом в тонну. Споры Митчелла с адмиралами кончились после того, как командование американского флота предоставило генералу трофейный немецкий линкор Ostfriesland водоизмещением 25 200 тонн. После окончания войны у стран-победительниц был переизбыток военных кораблей, которые они не знали куда девать. 20 июля 1921 года Ostfriesland вывели в море и вскоре на него стали сбрасывать бомбы новейшие двухмоторные бомбардировщики Martin MB-2.
Несмотря на то, что американские летчики бомбили в полигонных условиях, без зенитного противодействия, они добились ничтожно малого количества попаданий и от их действий линкор почти не пострадал. Моряки посмеялись над Митчеллом, но он приказал вооружить бомбардировщики 900-килограммовыми бомбами и добился своего – после нескольких попаданий Ostfriesland всё же затонул. Став первым линкором в мире, потопленным авиацией.
Палубная авиация
5 февраля 1932 года над Шанхаем впервые в истории вступили в бой японские палубные истребители, базировавшиеся на авианосце Hosho. Воздушная схватка произошла во время так называемого «Шанхайского инцидента», когда Япония обвинила Китай во враждебных действиях, дабы оправдать свою агрессию против этой страны.
Чуть ранее, 28 января 1932 года, самолеты с авианосца Hosho нанесли бомбовые удары по Шанхаю, таким образом этот авианосец стал первым в мире, принявшим участие в боевых действиях. А базирующиеся на нем самолеты стали первыми в мире палубными истребителями, одержавшими победу в воздушном бою. Во всяком случае так утверждают японцы, хотя китайцы до сих пор это опровергают. Несмотря на то, что действия японской палубной авиации не причинили китайцам серьезного ущерба, авианосец Hosho впервые продемонстрировал потенциал авианесущих кораблей, которые менее чем через десять лет стали главной ударной силой в войне на море.
Гораздо большего успеха добился английский авианосец Illustrious, который с помощью самолетов-торпедоносцев Swordfish устроил самый настоящий погром итальянского флота в военно-морской базе Таранто. Торпедоносцы добились выдающихся результатов, потопив торпедами сразу три линкора: Littorio, Conte di Cavour и Caio Duilio. За несколько минут они сделали то, на что британскому флоту – случись классическое сражение линкоров, – потребовалось бы много часов.
Взлетев с палубы Illustrious в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года, «свордфиши» незамеченными подобрались к итальянской базе и пока одни самолеты отвлекали на себя средства ПВО, другие атаковали корабли. В результате этого неожиданного удара три линкора затонули на мелководье и ещё несколько кораблей были повреждены. Сами англичане заплатили за этот успех минимальную цену – два самолеты были сбиты, два человека погибли, два попали в плен. У итальянцев погибших было больше полусотни и почти триста человек получили ранения. Итальянские линкоры стали первыми кораблями такого класса, потопленными самолетами-торпедоносцами, а Illustrious стал первым авианосцем, чьи самолеты потопили военные корабли противника.
Управляемые бомбы
Итальянский флот во Второй мировой войне особых успехов не добился, зато потерял огромное количество кораблей, которые топили не только англичане и американцы, но даже союзники немцы. После того как Италия капитулировала 8 сентября 1943 года, все сохранившиеся итальянские военные корабли должны были отправиться на Мальту. Немцам очень не хотелось, чтобы итальянский флот достался англо-американцам, поэтому они решили уничтожить как можно больше кораблей.
Для этой цели они использовали бомбардировочную авиацию, причем часть самолетов была вооружена новейшими 1570-килограммовыми управляемыми бомбами FX-1400. 9 сентября пилоты немецких самолетов обнаружили итальянские корабли недалеко от Сардинии и атаковали их. Одна из бомб попала в гордость итальянского флота – линкор Roma водоизмещением 46 000 тонн и пробив его насквозь взорвалась под днищем. Корабль потерял ход, экипаж начал бороться за его спасение, но вскоре в линкор попала вторая бомба, вызвавшая сначала пожар, а затем детонацию боекомплекта.
Взрыв был такой силы, что Roma переломился пополам и моментально затонул. Большая часть экипажа из 1920 человек погибла, включая адмирала Карло Бергамини, спаслись около 600 человек, а англо-американцы лишились очень ценного трофея. Roma стал первым в мире кораблем, потопленным с помощью корректируемой авиабомбы.
Ракеты
А незадолго до этого, 27 августа 1943 года, на дно Бискайского залива отправился британский шлюп Egret, ставший первой в истории жертвой противокорабельных ракет. Если быть точнее, то судно водоизмещением 1220 тонн затонуло после попадания немецкой управляемой ракеты Henschel Hs-293, запущенной с бомбардировщика Do.217. Несмотря на то, что Egret классифицировался как шлюп, по размерам и водоизмещению он вполне соответствовал миноносцу времен Первой мировой войны. Стоит отметить, что ракета Hs-293 имела боевую часть массой 660 кг и представляла серьезную опасность даже для линкора, поэтому, когда она угодила в Egret, шансов уцелеть у корабля не было. Шлюп взорвался и моментально затонул, а из 188 членов экипажа выжили только 66 человек.
К 1943 году относятся первые упоминания и о применении немцами противотанковых управляемых ракет Х-7 Rotkappchen (Красная шапочка). В частности, советской стороной отмечено применение частями вермахта «воздушных торпед» на некоторых участках советско-германского фронта в 1943–1944 годах. Хотя массового производства «красных шапочек» так и не было налажено до конца войны, судя по всему речь шла о предсерийных или даже опытных экземплярах ПТУР, которые немцы решили испытать в боевой обстановке.
И хотя случаи их применения фиксировались крайне редко, а иногда и вовсе не удавалось установить каким видом оружия был уничтожен танк, но каждая встреча с «красной шапочкой» заканчивалась для танкистов фатально. К счастью для СССР и союзников, быстрое продвижение Красной Армии на запад и англо-американские бомбардировки промышленных объектов Германии, не позволили немцам приступить к массовому выпуску Х-7. Всего их было выпущено около 300 штук.
Крылатые и баллистические ракеты
Благодаря усилиям немецких ракетостроителей, во Второй мировой войне впервые было применено такое оружие, как крылатые и баллистические ракеты. Крылатая ракета V-1, более известная как Фау-1, впервые упала на Лондон 13 июня 1944 года и убила шесть человек. Из-за примитивной системы наведения, ненадежности и небольшой скорости в 600 км/ч, большинство запущенных V-1 перехватывались британскими истребителями или сбивались зенитками. Вместе с тем они представляли серьезную опасность для атакуемых объектов, так как последние модификации V-1 несли тонну взрывчатки и могли разгоняться до 700 км/ч, что делало их перехват непростым делом. Кроме того, V-1 выпускались массово и до капитуляции Германии их выпуск превысил 25 000 штук.
И если V-1 британцы успешно перехватывали, то баллистическую ракету V-2 (Фау-2) перехватить было невозможно. Ракета весила 12,5 т, несла боеголовку массой 900 кг и имела дальность полета до 350 километров. 7 сентября 1944 года немцы обстреляли Фау-2 Париж, правда, до цели долетела всего одна ракета, уничтожив шесть домов и убив троих человек. Впоследствии немцы обстреливали этими ракетами не только Париж и другие французские города, но и Лондон, Антверпен, Брюссель и Гаагу. Разработанная конструктором Вернером фон Брауном V-2 была ненадежной, дорогой и несла относительно небольшой заряд, сопоставимый с зарядом Фау-1.
Система наведения ракеты была несовершенной из-за чего она могла поражать только очень большие по площади цели. Эта ракета была бы очень эффективной если бы имела ядерную боеголовку, но немецкие ученые, к счастью для всего человечества, не успели создать атомное оружие.
Атомный «Малыш»
А вот американцы успели. 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 сбросил атомную бомбу «Малыш» на Хиросиму, в результате чего погибли почти 90 000 человек. Лучевая болезнь впоследствии увеличила число умерших почти в два раза, таким образом, американцы провели одну из самых варварских бомбардировок за всю историю войн.
Стоит отметить, что атомная бомба была сброшена не на военно-морскую базу, оборонные заводы, полигон или другой стратегически важный объект, чьё уничтожение объяснялось бы военной необходимостью, а на город с мирным населением. Разумеется, в Хиросиме размещались воинские части, как и во многих японских городах периода Второй мировой войны, но его уничтожении не нанесло серьезного урона обороноспособности Японии. Уничтожении Хиросимы было акцией устрашения.