Всесезонные шины: миф или реальность
Очень много лет назад легендарный тренер и профессор Эрнест Сергеевич Цыганков объяснял автору этих строк и другим зеленым юнцам, что всесезонные шины – это по сути своей утопия и иллюзия, которая сродни обуви одновременно комфортной и подходящей как для летней жары, так и зимних холодов. Бывает ли такое? Отрицательный ответ очевиден. Тогда почему некоторые водители продолжают верить во "всесезонку", которая и на горячем полотне асфальта под июльским солнцем якобы хороша, и в снег вроде бы выручит? Так ли страшны покрышки, задуманные для круглогодичного использования? Каковы их достоинства и недостатки, где их эксплуатация допустима, а где неприемлема?
Бесспорно, у "всесезонок" есть сильные стороны. Одна из основных и главных – экономия, ведь с их покупкой отпадает необходимость иметь два комплекта шин и два раза в год посещать шиномонтаж, либо самому переобувать машину. Экономия налицо! Принято считать, что всесезонные шины и не такие шумные как зимние шипованные или фрикционные, в среднем достаточно комфортные и более-менее прилично ведут себя на мокром покрытии. Это некая общепринятая и в определенном смысле обобщенная характеристика. Недостатки же очевидны, известны и происходят из универсальной и компромиссной сути колес данного типа. "Всесезонки" пытаются угождать водителям при совершенно разных погодных и температурных условиях, а потому просто не могут обеспечить набор свойств, сопоставимый с таковым у летних или специализированных зимних шин, которые заточены под четко очерченный круг задач и эксплуатационных условий. Как все-таки прав был профессор Преображенский, утверждавший, что двум богам служить нельзя.
Со всесезонными колесами вы получаете усредненные характеристики, вне зависимости от того, лето на дворе или зима. Ждать от "всесезонок" чудес при аквапланировании тоже весьма наивно. Достаточно посмотреть на их неизменно грубоватый высокий протектор со сравнительно небольшим количеством водоотводящих канавок и ламелей, который по своей жесткости напоминает нечто среднее между сезонными (то есть, летними или зимними) шинами, дабы понять – почему при высоких температурах они "плывут", а в крепких объятиях русской красавицы-зимы теряют эластичность, дубеют и ожидаемо демонстрируют снижение сцепных свойств на снегу и льду, если не сказать больше. Впрочем, некоторые производители заявляют о вполне нордическом характере своих детищ. Скажем, резиновый состав новой модели Кама 365 от Нижнекамскшины должен обеспечивать комфортную эксплуатацию при температуре до -10 С.
Тем не менее, эксперты считают использование всесезонных покрышек в странах и регионах со снежной зимой довольно рискованным предприятием, а некоторые – откровенно небезопасным. Где можно ездить на них без страха застрять, улететь с дороги или просто приехать во впереди стоящий автомобиль из-за недостатка сцепных свойств? В сравнительно теплых краях, где снег тает, не задерживаясь на дорожном покрытии. Стихия всесезонных шин – теплая и сырая зима и нежаркое лето. А есть ли у вас опыт эксплуатации покрышек данного типа? Называйте ваш регион, марку и модель колес, да не стесняйтесь делиться впечатлениями в комментариях.