Советский монстр: пять фактов о безумной «восьмерке» Lada EVA
Первые эксперименты
Решение Федерации автомобильного спорта СССР преследовало цель определить наиболее результативную технику, которая смогла бы заявиться в набиравшую обороты группу B мирового первенства. Аналогичный ей класс A5 практически полностью развязывал руки создателям ралли-каров: допускались практически любые переделки за исключением установки мотора объёмом более двух литров. Для истинных инженеров настал звездный час!
Читайте также
Спортивные дивизионы АЗЛК и АвтоВАЗа поначалу делали ставку на классическую компоновку, но затем начались интересные эксперименты. Так, летом 1984 года КБ форсированных испытаний автомобилей при УГК Волжского завода представил среднемоторный прототип ВАЗ-29084 на базе «восьмёрки» с продольно установленной «четвёркой» мощностью порядка 150 л.с. на основе двигателя ВАЗ-2106, подрамниками для силового агрегата и подвесок со стойками МакФерсон.
Читайте также
В пылу раллийных баталий проявились недостатки – довольно высокая масса без полсотни килограмм тонна и своеобразные ездовые манеры. По этой причине разработчики в дальнейшем переключились на более легкий вариант с задними ведущими колёсами.
Lada Samara T3
Среди крутых «зубил» упоминания также достойна уникальная Samara T3 для ралли-рейдов. Своим рождением проект обязан импортёру тольяттинской продукции французу Жаку Поку и его сыну Жан-Жаку.
Пок-старший ещё в 1978 году вывел на старт первого в истории марафона «Париж-Дакар» две Niva Proto. Вначале «прото» не имел принципиальных отличий от серийного внедорожника, но в процессе эволюционных метаморфоз радикально преобразился в среднемоторного короля огнедышащих пустынь. На пике формы он выдавал до 310 л.с.! Выжав все соки из «Нивы» Пок затеял строительство принципиально другой машины.
Читайте также
Samara T3 напоминала обычное «зубило» очертаниями и оптикой, но не имело к нему никакого отношения, равно как и к отечественной автопромышленности. Это стопроцентный ралли-рейдовый прототип с оригинальной анатомией: пространственной силовой структурой, углепластиковым кузовом и начинкой… Porsche! Оппозитный 3,6-литровый шестицилиндровый двигатель и система полного привода позаимствованы у 911 Carrera 4.
По другим сведениям, донором выступил суперкар 959. Инжиниринг занимавшихся разработкой командой Oreca и фирмой SERA (Société d'Etudes Réalisations Automobiles) вкупе с многомиллионными инвестициями дали довольно неплохой результат. Например, две «Лады» заняли первое и второе место в «Ралли Фараонов» 1990 года.
Родом из Прибалтики
Теперь — к EVA (Experimental Vilnius Autoplant, «Экспериментальный Вильнюсский автозавод»). Спорткар развивал концепцию тольяттинского полноприводника с силовой установкой в пределах колёсной базы, но, как и Samara T3, весьма далек от ВАЗа.
Читайте также
Он создан по инициативе литовского гуру Стасиса Брундзы и Вильнюсской фабрики транспортных средств (VFTS). Едва ли не самым знаменитым их творением до появления «Эвы» принято считать легендарный Lada-2105 VFTS.
Впрочем, ещё до появления супер-«пятерки» Брундза готовил ВАЗ-21011 и даже занял шестую строчку в «Ралли Акрополис 1976» на собственноручно модифицированной «тройке». Сами понимаете, не баварской.
Двигатель и шасси
Разница между B-групповой Lada EVA и обычной серийной «восьмеркой» колоссальная! Чтобы понять это достаточно окинуть машину взглядом. К плюс-минус сохранившейся центральной части крепились подрамники с независимой подвеской. Брундза и компания перенесли силовой агрегат за сиденья. Напомним, что подобная компоновка характерна для таких вдохновлявших авторов «Эвы» монстров, как Lancia Delta S4, Peugeot 205 T16 и Ford RS200.
Рабочий объём агрегата увеличен до 1,9 литра. Стандартная восьмиклапанная головка блока цилиндров заменена на шестнадцатиклапанную. Вместо карбюратора — впрыск топлива. И самое интересное — установлен турбокомпрессор.
Читайте также
С этим боекомплектом мощность выросла до трёхсот лошадиных сил. Меньше, чем у «Дельты» с ее 500 л.с. в боевой спецификации, но беспрецедентно для «раллиста» родом из СССР.
Герой, которого не было
Могучая и эффектная EVA с расширенным кастомным кузовом, четырьмя огромными прожекторами двумя антикрыльями украсила бы раллийные спецучастки и, вероятно, финишировала бы отнюдь не в числе последних. Увы, на момент её рождения над группой B начали сгущаться тучи.
В 1986 году после серии трагедий со сверхмощной техникой автоспортивные чиновники запретили категорию, а вместе с ней один из самых многообещающих советских проектов.