Новости

Отберут ли «чёрные ящики» хлеб у гаишников

Российские автомобили оборудуют «черными ящиками», фиксирующими все нарушения ПДД. Юристы уверены, что очередным нововведением федеральные власти хотят разом убить нескольких зайцев.

Российские автомобили оборудуют «черными ящиками», фиксирующими все нарушения ПДД. Юристы уверены, что очередным нововведением федеральные власти хотят разом убить нескольких зайцев.

С подачи отечественного Министерства транспорта — а еще раньше идею о тотальных видеорегистраторах высказывали российские парламентарии, — «черные ящики» станут записывать всю информацию о поездках и сообщать в ГИБДД о нарушениях правил движения. Эксперты не сомневаются, что нововведение будет реализовано уже в 2020 году.

Основой системы станет ЭРА-ГЛОНАСС. Ее терминалы уже с 1 января следующего года должны стоять на всех новых моделях автомобилей, выезжающих на российские дороги. ЭРА («Экстренное Реагирование при Авариях») при столкновении передает диспетчеру сигнал о ДТП. В сообщении указываются точные координаты, а диспетчер, в свою очередь, при необходимости вызывает на место происшествия скорую помощь и полицию.

Вместе с тем, по словам самих инженеров ГЛОНАСС, с помощью их системы отслеживать поведение водителей «вряд ли возможно», поскольку устройство срабатывает только в момент аварии, постоянно ничего не записывает и никому не передает. Другими словами, ЭРА призвана выполнять спасательские функции, а не собирать информацию для расследования причин ДТП. Впрочем, вероятнее всего, этот момент достаточно легко обойти программными методами.

Как считает президент фонда «Правосудие» Юрий Гришин, нововведение вполне может способствовать кардинальному сокращению штата ГИБДД. По сути, — рассуждает юрист, — при тотальном автоматическом контроле действий водителя изнутри самого автомобиля инспектора на дороге будут не нужны! Так что, возможно, одна из причин появления «черных ящиков» — серьезная оптимизация штата МВД.

Следующим предполагаемым шагом со стороны государства эксперт видит создание аналога системы «Платон», взимающей плату за причинение вреда автомобильным дорогам. Но уже не для дальнобойщиков, а для всех автомобилистов.

Наконец, открыто декларируемая цель — тотальный контроль соблюдения ПДД и автоматизированное выписывание штрафов — эксперту видится реализуемой с огромными нарушениями. С учетом того, что на наших дорогах знаки, разметка и их соответствие схемам организации движения оставляют желать много лучшего, — говорит г-н Гришин, — это будет Клондайк для федерального бюджета! Хотя и остановит бытовую коррупцию на дорогах.

Также очевидно, что если «черные ящики» будут, по сути, телеметрическим комплексом, собирающим информацию о работе систем и о координатах машины, но без возможности видеорегистрации — соблюдение большого количества пунктов ПДД контролировать не удастся. Например, проезд на красный свет светофора.

Еще один бенефициар нововведения, полагает эксперт, — будущий производитель устройств и электроники. Поскольку, ГЛОНАСС выбран в качестве безальтернативной основы «штрафной» системы.

Что же касается неприкосновенности частной жизни, якобы, нарушаемой установкой в каждый автомобиль «черного ящика», юрист не видит проблем для обхода подобного конституционного запрета. По его словам, главным аргументом в таком случае будет отсутствие функции съемки салона автомобиля или записи звука. Кроме того, власти всегда могут продекларировать защиту прав граждан (в частности, права на безопасное передвижение по дорогам) как высшую обязанность государства.

Правозащитники опасаются также, что после ДТП в момент передачи информации из «черного ящика» будет нарушаться 51 статья Конституции, подтверждающая, что гражданин имеет право не свидетельствовать против себя и своих близких. Поскольку сам регистратор и хранящаяся на нем информация являются его собственностью. Здесь юристы также не усматривают больших проблем, напоминая, что аналогичным образом работают СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий), подключенные к сотовым операторам. Дело в том, что само право не свидетельствовать возникает лишь в случае, если у человека есть определенный процессуальный статус, например, свидетеля или потерпевшего.

Первая реакция автомобилистов на нововведение не заставила себя ждать. Например, такой пассаж автовладелицы: «Мне сама идея не нравится, тем более в таком огромном государстве, в котором любая информация является всеобщим достоянием! Я не хочу, чтобы кто бы то ни было за мной следил, я хочу заниматься сексом на капоте, и мне самой решать — нужна мне скорая или нет!».