Опубликовано 29 ноября 2025, 14:29
3 мин.

Советы по выбору подержанной машины в 1909 году

Читаем еженедельник 116-летней давности
В царской России издавалось не так много газет, которые рассказывали бы про транспорт. Наиболее серьёзным из них считалось «Автомобильное дело» из Санкт-Петербурга — здесь практически не встречалось иллюстраций, которые не относились бы к теме, фельетонов и юмористических заметок, при этом были советы по выбору машины на вторичном рынке, обслуживанию колёс автомобиля и интересным техническим решениям. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла узнать обо всех событиях, которые освещались на страницах газеты от ноября 1909 года.
Советы по выбору подержанной машины в 1909 году
rusneb.ru

В начале XX века инженеры уже начали задумываться о переносе селектора трансмиссии на рулевое колесо. Решение, кстати, сегодня пользуется популярностью в Китае, такие машины есть и на российском рынке.

«Не может быть сомнения в том, что с увеличением числа автомобилей, управляемых с внутреннего сидения, с возрастающими требованиями комфорта, рычаги, помещающиеся сбоку, мешающие свободному входу с правой стороны, должны исчезнуть и уступить место более удобному устройству, лучше расположенному», — говорится в заметке.

Уточняется, что сама идея устанавливать селектор коробки передач на рулевую колонку не новая, на своих ранних моделях её активно применяли Бенц и Даккар. В 1909 году решение применяли на серийных машинах Luc Court и BMW.

Ещё одной важной темой, которая затрагивалась в издании, стало сохранение работоспособности пневматиков (сегодня — колёс), особенно учитывая их высокую стоимость.

«Одним из важных врагов пневматика надо считать воду. Вода не вредит собственно резине, но имеет большое влияние на парусину пневматика и портит её. Поэтому нужно всегда очень внимательно заботиться о том, чтобы вода, в особенности грязная, не могла попадать внутрь пневматика между наружной покрышкой и внутренней», — подчеркнул редактор.

Он пишет, что между шиной и камерой она попадает через отверстия в ободе, сделанные для клапанов или креплений. Помимо этого, ещё одним слабым местом являются порезы, которые возникают в местах соприкосновения с дорогой.

В первом случае обезопасить пневматик можно тщательной проверкой наличия резиновых шайб на всех соединительных винтах, во втором — проводить регулярное обслуживание со снятием колеса и тщательным ремонтом повреждений.

«Если же это замечено слишком поздно, когда внутри шины накопился песок и вся она просырела, то необходимо прежде всего очистить и высушить её, сняв по возможности с колеса или оставить на колесе, но расправив её палочками так, чтобы был свободный доступ воздуха. После этого, если окажется, что полотно в иных местах уже пострадало, то нужно немедленно и основательно починить шину, сделав внутри наклейки из прочного прорезиненного полотна», — уточняется в газете.

Приводятся в ежемесячнике и советы по управлению автомобилем. При этом уточняется, что в то время подобных статей было крайне мало, тем более что дал их в своём сочинении французский писатель и опытный водитель Бодри де Санье Л.

Он пишет, что плавность хода напрямую зависит от комфорта шофёра, так что он должен обеспечить себе удобную посадку, а также одеться по погоде.

Помимо этого, искусство управления автомобилем, по мнению автора, заключается в умении маневрировать на дорогах плохого качества, в колее, при езде по рельсам, на подъёме и спуске. Также в работе даются указания на критические ошибки, которых автомобилист должен всеми силами избегать.

Отдельный раздел «Автомобильного дела» посвящён выбору и покупке машины на вторичном рынке. Или, как говорили в то время, «продаваемого по случаю».

Некоторые рекомендации остаются актуальными и по прошествии более чем века. Например, покупателям говорят настороженно относиться к транспортным средствам, которые продаются по заниженной стоимости.

«Встречаются, весьма, конечно редко, такие случаи, что машина, попавшая к вам таким способом, оказывается прекрасной. Но не спешите радоваться, так как наверное эта коляска ворованная и ловко перекрашенная и переделанная так, чтобы даже прежний собственник не мог бы легко её узнать. Почти всегда коляска такого рода оказывается проданной каким-либо частным лицом в своём сарае, а когда это частное лицо будет наконец поймано, то вам не останется ничего другого, как вернуть коляску её собственнику и распроститься с уплаченными деньгами», — предупреждает автор россиян.

Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильное дело» от ноября 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

А вот советов друзей лучше не слушать, особенно если в технике они не очень разбираются. В итоге либо говорят прямо противоположные вещи, либо уговаривают обратиться к опытным знакомым. Впрочем, всегда может найтись «весьма бойкий молодой человек», который часто бывает в разных гаражах и действительно разбирается в вопросе.