5 шедевров автопрома бывших советских республик

Автомобильная промышленность в СССР была в первую очередь ориентирована на потребности войны, как и вся промышленность в целом. Смелые конструкторские идеи для гражданской техники попадали в серию уже устаревшими, модели, которые с десятилетиями становились нелепыми на фоне западных современников, продолжали сходить с конвейера. Кирилл Михайлов выбрал пять образцов мирного автопрома.

Даешь стране угля!

БелАЗы — самые большие машины бывшего СССР. Выпуск крупнотоннажных карьерных самосвалов на заводе под Минском начался в 1965 году с модели БелАЗ-540. Грузовик был гордостью советской промышленности. Мало кто мог увидеть его в живую, отправившись на какой-нибудь угольный разрез, но запоминающийся образ был знаком всем по наглядной агитации — от плакатов до марок.

Это был первый в СССР карьерный самосвал грузоподъемностью 27 тонн с гидропневматической подвеской колес, объединенными гидросистемами усилителя руля и подъемника кузова. Были применены и другие новшества: вместо шарикового рулевого механизма установлен винтовой, гидромеханическая трансмиссия (передача крутящего момента от двигателя к колесам) и сварная рама коробчатого сечения. Конструкторы сумели добиться соотношения в одну тонну груза на 800 кг. собственного веса машины (21 тонна). Все эти тонны тащил 12-цилиндровый дизель мощностью 375 л. с. с максимальной скоростью 55 км/ч. БелАЗ-540 выпускался до 1975 года.

В постсоветское время завод выжил и продолжает выпускать самосвалы, обновляя модельный ряд. Последнее достижение — настоящий циклоп, самый большой в мире карьерный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн. У него два дизеля по 2330 л. с. каждый, два топливных бака по 2800 л., максимальная скорость — 64 км/ч при собственном весе 360 тонн. Все эти цифры, естественно, уже попали в Книгу рекордов Гиннеса. До последнего времени 70% продукции БелАЗа шло на российский рынок.

Читать далее на сайте rustoria.ru