quto.ru
Опубликовано 18 ноября 2008, 15:05

Белый слон

Эта статья должна была быть написана еще в 2006 году - ведь впервые Audi Q7 V12 TDI представили ровно два года назад, на Парижском автосалоне - 2006. Но тогда вместо него в серию пошел Q7 V8 TDI. А двенадцатицилиндровый дизельный кроссовер начинает продаваться только теперь: 500 л.с. и 1000 Нм крутящего момента!
В салоне Q7 V12 — карбоновая отделка и алюминиевые клавиши системы MMI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

Эта статья должна была быть написана еще в 2006 году - ведь впервые Audi Q7 V12 TDI представили ровно два года назад, на Парижском автосалоне - 2006. Но тогда вместо него в серию пошел Q7 V8 TDI. А двенадцатицилиндровый дизельный кроссовер начинает продаваться только теперь: 500 л.с. и 1000 Нм крутящего момента!

Держись, Porsche Cayenne Turbo?

Сначала спрос на "Ку-седьмой" был ажиотажным - на заводе Audi в Словакии пришлось даже вводить дополнительную смену! Но несмотря на перевыполнение планов продаж, Q7 по популярности не дотягивает до конкурентов - в прошлом году было выпущено 77,5 тысячи кроссоверов Audi Q7, около 130 тысяч BMW X5 и без малого 150 тысяч автомобилей Mercedes с индексами ML и GL.

Понятно, что самый мощный и дорогой Audi Q7 не покроет собой двукратное отставание в продажах. Но подогреть интерес - за милую душу!

Внешне V12 TDI отличается от "обычных" Q7 несильно. Передний бампер с большими воздухозаборниками и полосками светодиодов дневного света - как на Audi S6. Немного расширенные арки колес, хромированные ребра решетки радиатора, овальные выхлопные трубы вместо круглых. Из-под бамперов выглядывает защита днища из нержавейки - скорее декоративная, чем функциональная. Но жители маленького немецкого городка, куда я зарулил для фотосъемки, все равно оглядывались на машину. Многие - неодобрительно. Потому как Audi Q7 с его пятиметровой длиной и двухметровой шириной на узких городских улочках - как слон в посудной лавке. Когда я свернул не в тот переулок, пришлось долго возвращаться задним ходом - развернуться на этом белом слоне тут было не легче, чем библейскому верблюду пролезть сквозь игольное ушко…

В салоне Q7 V12 — карбоновая отделка и алюминиевые клавиши системы MMI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

В салоне Q7 V12 — карбоновая отделка и алюминиевые клавиши системы MMI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

Нет, прочь из города - на автобан! Здесь Audi Q7 V12 TDI в своей стихии, тут его дизель может показать всю мощь своих пятисот "лошадей". Газ - в пол, рев могучего мотора, разгонная полоса кажется взлетной… А выруливая в основные ряды, нужно смотреть не в зеркала, а вперед - как бы не протаранить тихохода. Бросаешь взгляд на спидометр - а там уже 200 км/ч!

Но хотя в Audi всячески подчеркивают родство 12-цилиндрового дизеля с мотором лемановского прототипа R10, характер у двигателя далек от гоночного. Реакции на педаль газа сглаженные, голос - внушительный, но бесцветный. "Снизу" дизель не спасают даже шесть литров объема - он разгоняет машину массой более 2,5 тонны неохотно. Подхват на рубеже 1500 - 1700 об/мин, когда двигатель выходит на "полку" крутящего момента в 1000 Нм, не поражает воображение - ускорение нарастает мощно, но плавно.

Зато на холостых мотор работает мягко - при схеме V12 не возникает свободных сил и моментов инерции, вызывающих вибрацию силового агрегата. Кстати, от гоночного дизеля Audi R10 серийный мотор V12 TDI унаследовал только коленвал и аккумуляторную систему впрыска топлива с рабочим давлением до 2000 атмосфер. Но блок цилиндров - чугунный, а не алюминиевый, с углом развала всего 60 градусов против гоночных девяноста.

Свою лепту в "гражданственность" вносит и усиленный "автомат". Главную задачу - держать дизель с его узким рабочим диапазоном в турботонусе - он выполняет исправно, не ленясь перебирать ступени. Так что понять всю глубину "турбоямы" можно только в ручном режиме трансмиссии. Но ощущения жесткой связи мотора с колесами нет, "вниз" коробка переключается с небольшой задержкой. А в самих сменах передач комфорт явно преобладает над скоростью переключений.

Автобан, как все хорошее, быстро заканчивается. Мелькнул нужный указатель, керамические тормоза быстро и мощно осадили тяжелую машину - и...

Audi Q7 V12 TDI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

Audi Q7 V12 TDI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

И Audi Q7 V12 снова превращается в белого слона. При перестроении в правую полосу он переваливается с боку на бок, с трудом попадая в узкий канал виража на съезде с автострады. Не потому, что скользит, - до предела 20-дюймовых шин Dunlop шириной 295 мм еще далеко. А потому, что только к середине поворота я "нащупал" правильную траекторию "легким" и малоинформативным рулем. И при первой же возможности свернул на обочину перевести дух. Уф!

Нет, в поворотах на Audi Q7 V12 TDI лучше не спешить. Пневмоподвеска мягкая - несмотря на заявленные спортивные настройки. Принудительное переключение в режим Dynamic ситуацию не спасает - разве что руль становится немного "тяжелее". Даже не верится, что Audi Q7 V12 TDI проходит Северную петлю Нюрбургринга всего за 8 минут 50 секунд, - на двенадцать секунд быстрее, чем близкий по энерговооруженности Porsche Cayenne GTS с жесткой спортивной подвеской и механической коробкой передач.

Впрочем, заткнуть за пояс Cayenne Turbo все равно не удалось - он не только спортивнее, чем Q7, но при той же мощности легче аж на 250 кг. И на покорение Нордшляйфе ему требуется 8 минут 40 секунд.

Зато Audi Q7 V12 TDI экономичнее! Расход дизтоплива в смешанном режиме - всего 11,3 литра на сотню километров. Аналогичный паспортный расход бензина у модели Porsche Cayenne Turbo - все 14,9 л/100 км.

Впрочем, у Porsche тоже скоро будет дизельный Cayenne. Но совершенно другой, с фольксвагеновским мотором V6 TDI (естественно, адаптированным под ценности Porsche). "Развести" Audi Q7, Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne по разные стороны маркетинговых баррикад - одна из главных задач тех, кто правит этими компаниями. Люди-то одни и те же…

Основным рынком для Audi Q7 V12 TDI должна стать Германия с ее безлимитными автобанами и любовью к дизельным автомобилям, на которые приходится более 97% всех немецких продаж Audi Q7! Вторым по значимости рынком предположительно будет Ближний Восток. Там покупателям все равно, что заливать в бак, - лишь бы машина была быстрой. Питают немцы надежды и на Россию: ведь и у нас уже 38% покупаемых "Ку-седьмых" - дизельные. Но попытка продавать у нас мощный и дорогой Touareg V10 TDI окончилась провалом - спрос не превышал нескольких десятков машин в год.

Audi Q7 V12 TDI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

Audi Q7 V12 TDI. Фото Валерия Арутина с сайта autoreview.ru.

Готовят в Audi и заокеанскую почву. Дизельные прототипы Audi R10 громят всех в кольцевых гонках ALMS, скоро стартует трансконтинентальный пробег на серийных дизельных Audi из Нью-Йорка в Лос-Анджелес... Правда, спрос на Audi Q7 в Америке примерно вдвое ниже, чем в Старом Свете. А дизельных "Ку-седьмых" там вообще нет - в караване пробега будет присутствовать Audi Q7 V6 TDI, но продажи "Ку-седьмых" с "шестерками" на тяжелом топливе только планируются. А Audi Q7 V12 TDI - разве что перспектива.

Так нужен ли кроссоверу дизель V12?

В колониальной Англии есть идиома родом с Востока: "Подарить белого слона". Такой альбинос был священным животным, подарком богов. На нем нельзя было ездить и возить грузы, зато требовалось всячески лелеять и кормить. Короче, толку никакого, а затраты велики. Зато престижно!

Теперь выражение "подарить белого слона" означает "всучить ненужную вещь". При чем здесь Audi Q7 V12 TDI? Так, цветом навеяло…

Scriptio: Валерий Арутин.

Автомобильные новости