quto.ru
Опубликовано 28 марта 2011, 17:01

"Бессмертный автомобиль" отмечает день рождения дважды

28 марта в календарях истории помечено как "день рождения автомобиля "Жигули". Ровно 40 лет назад - в 1971 году - в этот день начался выпуск автомобиля ВАЗ-2101 - советского "ФИАТА", получившего потом ласковое народное название "копейка".
ВАЗ-2101. Фото "АвтоВАЗа"

28 марта в календарях истории помечено как "день рождения автомобиля "Жигули". Ровно 40 лет назад - в 1971 году - в этот день начался выпуск автомобиля ВАЗ-2101 - советского "ФИАТА", получившего потом ласковое народное название "копейка".

Впрочем, позвольте, мы же уже праздновали 40-летие "бессмертного автомобиля". Согласно тем же календарям, выпуск "Жигулей" начался 19 апреля 1970-го года. В чем дело? Очередная загадка истории?

В апреле 1970 итальянский шеф-инструктор ВАЗа Бенито Савоини свел с конвейера первый экземпляр новой машины. Вслух не говорили, но было понятно, что это эксклюзив, приуроченный к памятной дате. Это же был канун 100-летия со дня рождения Ленина. К этому крупнейшему в истории советского государства идеологическому празднику была приурочена масса мероприятий. А заводы и фабрики рапортовали о своих трудовых свершениях. Догадываемся, что коллектив ВАЗа поднатужился и выдал на-гора долгожданные "Жигули". В единственном экземпляре.

А в следующем, 1971 году, оказалась своя важнейшая и политически значимая дата - 30 марта в Москве открывался очередной, 24-й съезд КПСС. К этой дате все предприятия также должны были приурочить свои новые достижения. Что же мог в этом смысле предложить флагман отечественного автомобилестроения? Новую модель? Пришлось умело выкручиваться. Тем более что в продаже и на дорогах за прошедший год с небольшим "Жигули" так и не появились. Поэтому в канун открытия съезда партии заводчане отрапортовали о начале выпуска того же самого автомобиля. Вот так получилось, что у автомобиля "Жигули" - два дня рождения.

Но просто так, как известно, ничего не проходит. Может быть, из-за таких идеологически вынужденных повторов с освоением первой модели судьба автомобиля этой марки стала сама по себе чередой энергичных повторов. И каждая новая модель "Жигулей" на протяжении десятилетий имела лишь минимальные внешние отличия от базовой, с которой все начиналось. То ли в 1970, то ли в 1971 году.

Scriptio: Андрей Светенко, Вести ФМ.

Автомобильные новости