quto.ru
Опубликовано 23 января 2020, 17:01

Чем опасны карданчики рулевого вала

Большинство автомобилистов не подозревает, что на их машине есть кардан. Да-да, даже на переднем приводе и почти на любой модели! Крестовины этого кардана требуют пристального внимания. Их поломка почти гарантированно приводит к серьёзной аварии. Речь идёт о рулевом кардане.

Все современные машины снабжаются рулевым управлением с карданным валом. Именно с его помощью крутящий момент с рулевого колеса передаётся на рулевую рейку. По своей конструкции и принципу действия рулевой кардан идентичен тому, который передаёт крутящий момент на задние колёса машины. Обычно он имеет два шарнира на базе крестовин – верхний и нижний. Кардан в рулевом механизме не просто позволяет передавать крутящий момент под небольшим углом, но и даёт инженерам возможность максимально компактно разместить в машине элементы рулевого управления. Возможность регулировки рулевой колонки по высоте – тоже заслуга карданной передачи. Но и это ещё не всё. Карданные шарниры агрегата соединяют валы под углами до 15°, поэтому при аварии агрегат складывается и не наносит травм водителю. Часть удара гасит травмобезопасный вал колонки.

Увы, как и трансмиссионный карданный вал, рулевой карданный вал обладает не слишком большим ресурсом. После продолжительной эксплуатации машины, особенно в неблагоприятных климатических условиях, в карданной передаче появляются ощутимые люфты и посторонние звуки – скрипы и стуки. При плохом сценарии руль становится тугим, рано или поздно его попросту закусывает в каком-то положении. Нередко – прямо во время движения.

Чем опасны карданчики рулевого вала

Заметить такую неисправность можно ещё на ранней стадии. Важно не упустить этот момент и вовремя произвести замену или ремонт рулевого вала. Выявить проблему относительно несложно: при вращении руля его начинает закусывать в двух определённых положениях, вне зависимости от позиции колёс, на каждом из оборотов. Ещё одним возможным признаком поломки является отсутствие самовозврата руля в нулевое положение при прохождении поворотов. Насторожить должны люфт и стуки на руле. В особо запущенных случаях руль становится тугим во всём диапазоне вращения. Следующая стадия – полное заклинивание и неработоспособность руля. Не сомневайтесь, это очень опасно!

Чем опасны карданчики рулевого вала

На большинстве машин карданных сочленений два. Одно находится в непосредственной близости от самого руля, поэтому работает в относительно тепличных условиях – здесь нет влаги и грязи, а значит, срок службы крестовины почти ничем не ограничен. Второе сочленение – совсем иное дело.

Нижняя крестовина рулевого вала максимально приближена к рулевой рейке, то есть находится либо в подкапотном пространстве, фактически на улице, либо в ногах водителя. В первом случае на долгую и счастливую жизнь этого устройства надеяться не стоит, во втором ситуация лишь немногим лучше.

Самыми слабыми элементами рулевого кардана являются крестовины с игольчатыми подшипниками. Они имеют крошечные размеры и чрезвычайно боятся любых загрязнений, особенно воды. Иглы перекатываются непосредственно по шипам крестовины, а стаканчики подшипников запрессованы в отверстия в вилках и зафиксированы от осевого перемещения. Как только внутрь механизма попадает влага, смазка вымывается, а на иголках возникает коррозия, которая неизбежно приводит к полному выходу кардана из строя. Крестовины либо намертво закисают, либо разбиваются и изнашиваются. В обоих случаях езда на автомобиле становится опасной.

Проверить и заменить крестовины рулевого вала относительно несложно. Если на этих деталях появилась ржавчина, либо они сильно загрязнены, замена неизбежна. Автопроизводители рекомендуют менять не сами крестовины, а весь карданный вал в сборе. Впрочем, можно и сэкономить: Кулибины давно и успешно меняют крестовины отдельно от вала. Стоит такая услуга недорого, а выполнить её могут специалисты практически любого СТО. В гаражных условиях подобным ремонтом лучше не заниматься.

Автомобильные новости