«Черный ящик» для автомобиля — облегчит ли новое устройство жизнь водителей?

Электроника все дешевела и дешевела и наконец появились они — GPS-трекеры. Теперь ни одна уважающая себя транспортная компания без них не работает. И не важно, что она перевозит — картошку или людей. Выглядит GPS-трекер, как правило, неказисто — небольшая пластиковая или алюминиевая коробочка. Внутри — аккумулятор, слот для SIM-карты, немного микросхем и прочих радиодеталей. Приличные модели имеют еще и внешнюю антенну. А совсем компактные модели предназначены для скрытой установки.

Самописец призван следить не только за состоянием техники, но и за поведением водителя транспортного средства. Облегчит ли новое устройство жизнь автолюбителей

Трекер регулярно отслеживает собственное географическое положение и передает его через мобильную связь (существуют и спутниковые модели) на сервер диспетчерской службы. Если автомобиль выходит из зоны покрытия мобильной связи, то трекер копит информацию внутри себя и сбрасывает ее на сервер, как только «зацепится» за сеть. Таким образом, владелец автотранспорта имеет возможность круглосуточно видеть месторасположение автомобиля.

Все. Теперь водитель не может накручивать пробег на одометре и воровать топливо. Отклониться от маршрута и сделать крюк в 100 км к теще на блины тоже не получится. В наиболее изощренных случаях трекер может накапливать в себе и передавать и иную разнообразную телеметрию: количество топлива в баке, режимы работы двигателя и трансмиссии, нагрузку на оси, продольные и поперечные ускорения, температуру внутри рефрежиратора и т. п.

Существуют трекеры с микрофоном — диспетчер может послушать, что проиходит «на том конце». Есть трекеры с кнопкой «SOS» — тогда на пульт можно послать тревожный сигнал.

Ничто не мешает добавить к GPS-трекеру и видеокамеры — будет еще и видеорегистратор. Тем более, что просто видеорегистраторы с GPS-модулем уже давно продаются.

Расширенная телеметрия сможет, к примеру, объяснить заведующему таксопарком, почему одного из водителей преследуют постоянные проблемы с двигателем или трансмиссией — а он, оказывается, гонщик и любит «низкие старты» со светофора. Очевидно, что подобными системами давно пора оснащать автомобили уже с конвейера. И, наверняка, скоро мы увидим эти «черные ящики» как штатное оборудование грузового, коммунального, пассажирского и иного коммерческого транспорта — то есть там, где за рулем сидит наемный водитель.
Ну а что касается личного траспорта, то далеко не все захотят иметь у себя на борту такого «стукача». Поэтому такая опция вряд ли будет иметь массовый спрос. С другой стороны, заглушить сигнал GPS очень просто — автомобильный «глушитель» стоит копейки и втыкается в гнездо прикуривателя. Мотивированный человек непобедим!

Scriptio: Технический консультант Геннадий Звонов.