quto.ru
Опубликовано 12 мая 2020, 16:32

Что будет с ценами на бензин летом: есть ответ

Отечественные нефтяники нервничают и просят правительство о помощи. Власти помогать не спешат. В спасении отрасли, по всей видимости, смогут поучаствовать простые граждане.
depositphotos

Специалисты дали прогноз касательно динамики цен на бензин и дизель в России. С большой вероятностью, очередной виток роста начнётся этим летом. Такой сценарий озвучило РИА Новости.

Издание обратило внимание на то, что оптовые цены на бензин и дизельное топливо стабильно повышаются. В том числе, из-за снижения обязательных объёмов продажи нефтепродуктов на бирже. Уже к июню в стране может возникнуть дефицит, в результате чего горючее резко подорожает.

Согласно приказу Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы, с 1 мая до 30 июня нефтяники обязаны реализовывать на бирже пять процентов производимого бензина и три процента дизельного топлива. Прежде эти значения составляли 10 и 6 процентов соответственно. Послабление было введено для того, чтобы позволить производителям топлива увеличить экспорт. Это разумная мера, учитывая, что спрос на внутреннем рынке из-за коронавируса и ограничений на передвижение резко упал. На рынке возник переизбыток предложения, что привело к обвалу цен. В результате нефтяникам пришлось продавать на бирже бензин дешевле себестоимости.

Нефтяников такое положение дел едва ли устраивает: они настаивают на пересмотре правил расчёта демпферного механизма, действующего с 2018 года. Данный механизм призван стабилизировать рост внутренних цен и экспорт горючего.

Работает демпфер весьма незамысловато. Когда топливо за рубежом стоит дороже, чем внутри нашей страны, государство компенсирует нефтяникам разницу. Это позволяет не допустить роста цен на отечественных бензоколонках и поднять стоимость бензина и дизеля до "мирового" уровня. Если же цена топлива внутри страны выше "мировой", доплачивать в казну должны нефтяники. Это не позволяет обрушить стоимость горючего внутри страны. На данный момент демпферный механизм к биржевым ценам на топливо не привязан. Правительство такое положение дел устраивает. Снижение нормативов обязательной продажи нефтепродуктов на бирже стало той самой половинчатой мерой, которая и должна спасти положение отрасли.

Как поясняет источник, никакой выгоды от этой меры нефтяники не получили: в настоящее время экспорт оказался гораздо более убыточным, чем внутренние продажи. На каждой тонне бензина АИ-92 экспортёры теряют 12,4 тысячи рублей, а на каждой тонне дизеля - 18,4 тысячи. Вместе с тем, отечественное топливо на экспортных рынках получило весомое ценовое преимущество. В апреле бензин поставлялся даже в недружественную Украину.

Пока ситуация такова, что большая часть производителей вынуждена сокращать производство. Часть компаний уже заявила о продлении профилактической паузы в работе до лета. Это неминуемо скажется на объёмах поступающего на рынок топлива – его станет значительно меньше. В апреле, по данным ЦДУ ТЭК, производство бензина понизилось на 20%, а дизеля – на 10%. Западный рынок при этом оживает. Скоро рентабельность экспорта отечественного горючего серьёзно подрастёт – одновременно с возобновлением спроса.

Спрос будет расти и на внутреннем рынке. Карантинные меры в стране, напомним, частично сняли с сегодняшнего дня. С 12 мая в столичном регионе возобновили работу промпроизводства и стройки. А значит, спрос на горючее неизбежно вырастет. Не исключено возникновение дефицита и новый скачок цен.

Котировки на бирже, по данным источника, стабильно растут. С 24 апреля по 8 мая на СПбМТСБ бензин АИ-92 подорожал с 37 915 до 41 154 рублей за тонну, дизель - с 42 687 до 44 204 рублей. Цены на АЗС, по наблюдениям экспертов, следуют динамике биржи с отставанием в две-три недели. Подорожания бензина в РФ можно ждать уже к началу июня.

Автомобильные новости