На какие ухищрения идут водители, которые упорно не хотят расставаться с «железным конем», и что думают о расширении платной парковки те, кого оно непосредственно коснется — люди, которые живут или работают внутри Садового кольца. Вчера заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов подписал приказ о расширении зоны платной парковки в центре столицы. С 5 декабря она распространится на районы Якиманка и Замоскворечье до границ Садового кольца, а с 25 декабря — на остальные районы внутри Садового. В итоге к имеющимся внутри Бульварного кольца 4368 машино-местам добавится еще 13 255 платных машино-мест. Вторая новость автовладельцев тоже не порадует: плата за парковку внутри Бульварного кольца с 5 декабря вырастет с 50 до 80 рублей в час, абонемент на месяц будет стоить 16 тысяч, на год — 160 тысяч рублей. Внутри Садового кольца тариф составит 60 рублей в час, месячный абонемент — 12 тысяч, годовой — 120. При этом абонемент на парковку в Бульварном кольце действует и в зоне Садового. Уже купленные абонементы будут действительны до окончания их срока. Цены повышены, потому что платные парковки внутри Бульварного загружены на 80-100%. Есть предложение ввести бонусы: если автомобилист за год оплатил 10 часов парковки и у него нет нарушений, то 1 час парковки в центре он получает бесплатно. Льготы еще не утверждены, они будут скорректированы до 5 декабря во время встреч с жителями. Столичные власти расширяют платную зону в надежде, что водители пересядут на общественный транспорт, что разгрузит центр. В частности, лишь за 10 месяцев этого года пассажиров в общественном транспорте стало больше на 191 млн, в то время как поток машин в центр города с вводом платных парковок сократился на четверть, выросла скорость, число нарушений уменьшилось на целых 65 %. Но есть и немало стойких автомобилистов. Когда шлагбаум — не спасение «РГ» узнала, на какие ухищрения идут водители, которые упорно не хотят расставаться с «железным конем», и что думают о расширении платной парковки те, кого оно непосредственно коснется — люди, которые живут или работают внутри Садового кольца. Парковка на Цветном бульваре пока бесплатная — до 25 декабря. В 10 утра парковка на четной стороне (там висит знак стоянки) забита полностью. По нечетной стороне Цветного бульвара, где стоянка запрещена, постоянно ездит эвакуатор и парконы, но даже под запрещающими знаками почти нет свободных мест. Почему риск заплатить три тысячи рублей штрафа не останавливает автомобилистов?— У них нет других вариантов, — объясняет Карен, сотрудник банка на Цветном бульваре, совсем рядом с Садовым. — Борьба за места во дворах идет адская. Некоторые фирмы огородили себе во дворе участки цепочкой, и сотрудники ставят там машины «толпой»: по три-четыре автомобиля в каждом ряду, вплотную друг к другу, и еще пять вокруг них. Все водители оставляют на лобовых стеклах номера телефонов, и если человеку, припарковавшемуся первым, нужно отъехать, он обзванивает всех восьмерых-девятерых владельцев авто, которые его «заперли», и ждет, пока все они спустятся из офисов и освободят дорогу. Неудобства колоссальные, плюс, когда «толкаешься» в узких двориках и переулочках, велик риск кого-нибудь зацепить или поцарапать. Один мой знакомый так «попал» на 30 тысяч: помял крыло Ауди А6». Поиск места для машины в центре становится ежеутренним испытанием на изобретательность. — Мы с коллегами однажды взломали код для шлагбаума, которым жильцы перегородили въезд во двор, — рассказывает Андрей, работник консалтинговой фирмы на Трубной улице. — Они опять его поменяли, но если будет серьезная необходимость — придется снова разгадывать код. А другие водители, которые не умеют взламывать компьютерные коды и по складу характера не склонны к хулиганству, выбирают путь наименьшего из зол: договариваются с охраной какого-нибудь из многочисленных ресторанчиков на Садовом, и за 100-200 рублей те разрешают им поставить машину на участке, который заведение специально огородило для автомобилей своих клиентов. Есть хитрецы, которые встают в пять часов утра, приезжают к офису к шести — чтобы проскочить час пик и занять место на стоянке — а потом, пока Москва толкается в пробках — досыпают до девяти в машине... Андрею повезло — вход на его работу находится во дворе на Трубной, и мужчина облюбовал для своего автомобиля специальный закуток, который почти всегда свободен. — Если парковка на улице станет платной — все равно буду крутиться по дворам, пока не найду место. У меня восемь часов рабочий день, и платить каждый раз за стоянку слишком накладно. Но ездить на работу на машине не перестану все равно — это намного удобнее, и если знать места и запастись терпением, припарковаться во дворе всегда можно, — уверен Андрей.А расчет разработчиков программы московского паркинга был именно на то, что платная стоянка в центре заставит автомобилистов пересесть на общественный транспорт — именно по экономическим соображениям. Впрочем, есть и водители, для которых введение платных парковок — еще один аргумент, чтобы «поехать пешком». — Я и так на работу на машине практически не езжу, потому что живу в области и не готов каждый день тратить 3-4 часа на дорогу в один конец, — говорит Карен. — Если парковка на улице возле моего банка станет платной — это, конечно, будет дополнительным фактором в пользу метро и электрички, но основная причина — все-таки дикие пробки. Комфорт по привычке Многочасовые заторы, дефицит парковочных мест, потеря времени и нервов — но все равно миллионы москвичей продолжают передвигаться по городу на личном автотранспорте. Почему? Ведь преимущество общественного для ситуации на дорогах вроде бы очевидно, да и выигрыш по времени получается немаленький... — Собственная машина — это привычка, от которой трудно отказаться, — делится Карен. — Наличие автомобиля сильно влияет на образ жизни и распорядок дня, авто дает такой уровень комфорта, лишиться которого очень не хочется. Иногда приходится пересаживаться на метро и наземный транспорт — по соображениям экономии времени и теперь еще денег — но у водителей это вызывает бурю негодования и ужасный внутренний протест. Знаю по себе, — улыбается Карен. Другая группа населения, сразу почувствовавшая на себе нововведение — это жители центральных районов, попавших в зону платной парковки. Теперь в их дворах ставят машины сотрудники окрестных офисов, и зачастую мест не хватает самим жильцам. — У нас и сейчас, пока парковка на улице бесплатная, двор забит чужими машинами, — жалуется Анна, жительница одного из домов в Большом Сухаревском переулке (он тоже может попасть в платную зону в пределах Садового). — Что же будет, когда стоянка платной станет? Соседний двор навесил шлагбаум, и у них полная красота — машины ставят только свои. А у нас — ни пройти, ни проехать... И действительно — дворы, где жители озаботились установкой шлагбаума, выглядят оазисами по сравнению с тема, где их нет. Мнение Валерий Лисицын, начальник отдела одного из архитектурных бюро Санкт-Петербурга: — Главная проблема Москвы в том, что деловой и чиновничий центр находятся в одном месте с устаревшей планировкой улиц, которую уже никак не изменишь. Можно построить еще миллион кольцевых дорог, но в центр будет все так же трудно попасть, потому что все стремятся в одну точку. Разгрузить город можно, грамотно распределив точки напряжения. Первое правило урбанистики — в большом городе жизнь не должна сосредотачиваться в одном месте. В Петербурге, например, сравнимая с Москвой численность населения — официально более пяти миллионов человек, неофициально — восемь-десять. У нас, конечно, тоже есть пробки, но все-таки не такие, потому что в городе нет «единого центра»: власти сидят в одном месте, музеи находятся в другом, торговые точки в третьем. Правительство вообще «на отшибе» — в районе, где находится Смольный, нет памятников культуры (кроме самого Смольного собора). Возле Эрмитажа нет правительственных учреждений, а на площади Восстания, где вокзал и самые крупные торговые центры — ни музеев, ни властей. Какие бы ни были пробки, большинство петербуржцев едут на метро, которое стало нашим настоящим спасением. Только сумасшедший решился бы построить его в городе на болоте, но, к счастью, такие сумасшедшие нашлись. У нас нет настолько недоступных районов, как, например, ваше Бирюлево, а там, где нет метро, нет и пробок — все линии проложены вдоль главных магистралей. Кстати Парковка во дворах была и остается бесплатной. Жители «платных» районов могут оставлять свои машины на улице бесплатно ночью, но лишь сначала получив резидентное разрешение. Если резидент хочет держать свою машину на улице круглые сутки, он должен купить абонемент, цена которого на год 3000 рублей. Scriptio: Елена Петешова.