Дед солдата: тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40

Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя, как наш сегодняшний герой.

Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Именно эту службу и нес наш сегодняшний герой.

Изначально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего — пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.

Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 — бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.

Снаружи

При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.

Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.

Читать далее на сайте kolesa.ru