Два такта социализма: история автопрома в ГДР
Как известно, после Второй мировой войны восточные и западные земли бывшей единой Германии стали двумя разными государствами — Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой. Именно поэтому политическая, социальная и экономическая жизнь в этих двух странах с 1949 года по октябрь 1990-го заметно отличалась. Если жители ФРГ кое-как приходили в себя и восстанавливали все то, что было утрачено благодаря войне, то восточные немцы под чутким руководством «старших товарищей» вдобавок строили свою версию развитого социализма.
Разумеется, с собственным автопромом, который являлся важной составляющей машиностроения в частности и промышленности вообще.
VEB Sachsenring Automobilwerke (Trabant)
После капитуляции фашистской Германии в зоне советской оккупации оказался город Цвиккау — автомобильное «сердце» рейха, в котором работали заводы Audi-Horch и находилась штаб-квартира концерна Auto Union, в который и входили данные марки.
Оба завода были переданы в собственность нового государства и преобразованы в Народное Предприятие. К слову, «социалистическая» форма правления VEB (нем. Volkseigener Betrieb — «народное предприятие») была характерна для подавляющего большинства промышленных предприятий и производственных объединений ГДР. Поскольку недалеко от Цвиккау была расположена знаменитая гоночная трасса Sachsenring, завод так и назвали — Sachsenring Automobilwerke.
Первым автомобилем нового предприятия оказалась довоенная малолитражка DKW F8, которая стала называться IFA F8. Дешевую и явно устаревшую машинку начали выпускать под «народной» маркой IFA (Industrieverband Fahrzeugbau — объединение производителей транспортных средств) не просто так — послевоенная Германия оказалась в тяжелом экономическом положении, поэтому как восточные, так и западные немцы могли себе позволить лишь наиболее доступные (и примитивные) автомобили. В дальнейшем модель претерпела небольшую модернизацию и получила индекс IFA F9.