Опубликовано 02 июля 2023, 09:09
3 мин.

Электрошок: Ford построил микроавтобус-гиперкар

Гибрид чужого и хищника на электротяге показал себя в гонке по подъему на холм Pikes Peak International Hill Climb
Эпоха экологически чистой техники открыла принципиально новые возможности для гоночных монстров. Откройте сводную таблицу рекордсменов «Пайкс-Пика» и на первой строчке вы увидите «электричку» Volkswagen I.D. R (7 минут 57,148 секунд). Ну а в нынешнем году одним из героев стало нечто, отдалённо напоминающее микроавтобус, и вдобавок на безумной электротяге. Знакомьтесь, Ford Supervan 4.2!
Ford SuperVan 4.2
Ford SuperVan 4.2
Ford

Перед тем, как поведать шокирующие подробности про ультрасовременный «супервэн», предлагаем вам лицезреть его предков. Всё началось с экстремального фургона 1971 года, который смахивал на злого клоуна из романа «Оно» Стивена Кинга и ехал соответствующим образом.

Ford Transit Supervan

Ford Transit Supervan

© Ford

Фактически кузов Ford Transit натянули на ходовую часть среднемоторного ле-мановского суперкара GT40. «Восьмёрка» объёмом 4,9 литра (441 л.с.) разгоняла карикатурный автомобиль до 97 км/ч (60 миль/ч) за 7 секунд и позволяла пилотам со стальными нервами выжимать свыше 240 км/ч.

Ford Transit Supervan 2

Ford Transit Supervan 2

© Ford

Вторую итерацию 1984 года готовила фирма Auto Racing Technology. Снаружи монстр маскировался под смирный «Транзит», но отличался от стока еще сильнее, чем предшественник. Кузов изготовлен из карбона, стекловолокна и кевлара. Под ним — алюминиевое шасси и 3,9-литровый Cosworth V8 (598 л.с. при 9500 об/мин) от гоночного прототипа Ford C100. О потенциале второго Supervan красноречиво говорит следующий факт: по прямику трассы Сильверстоун он нёсся со скоростью 280 км/ч.

Третье поколение SuperVan разработано в 1994 году на основе второго и заряжено… формульным Cosworth HB V8 объёмом 3,5 литра (от 639 л.с. до 710 л.с. в зависимости от модификации). Очевидно, позже конструкторы поняли, что перегнули палку: «автобус» оказался чересчур быстрым для желавших прохватить на нём журналистов и разных важных особ. В целях безопасности бескомпромиссный агрегат заменили на 264-сильную «шестёрку» Ford-Cosworth объёмом 3,0 литра. Впрочем, даже с ней Supervan 3 набирает порядка 240 км/ч.

По мере развития идеи «супервэны» продолжали мимикрировать под серийные Transit. Весьма оригинален представленный летом 2022 года чудовищный Ford Pro Electric SuperVan. У него композитные кузовные панели поверх стального пространственного каркаса, четыре электродвигателя (совокупно — 2000 л.с.) и тяговая аккумуляторная батарея емкостью 50 кВт⋅ч с жидкостным охлаждением. Ускорение до сотни менее чем за две секунды. Силовая установка имеет пять режимов работы для адаптации к самым разным ездовым условиям: Road (для неспешных променадов), Track (баланс между мощностью и «зацепом» при использовании сликов), Drag (максимально эффективный разгон), Drift (боковые скольжения) и Rally (оптимальные настройки для асфальта и гравия в комбинации с раллийными шинами).

Вариант SuperVan 4.2 спроектирован на базе предыдущего специалистами подразделения Ford Performance и австрийской STARD Advanced Research and Development. Его миссия — покорить гору Пайкс-Пик. С точки зрения отдачи данная спецификация попроще, чем SuperVan 4. Моторов не четыре, а три (передние колеса вращает только один электродвигатель) ради оптимизации энерговооруженности. Тем не менее, мощность свыше 1400 л.с. все равно вызывает трепет. Особенно, если вспомнить, что действующий чемпион гонки Volkswagen I.D. R вдвое слабее. Масса автомобиля снижена.

Ford SuperVan 4.2

Ford SuperVan 4.2

© Ford

На Pikes Peak International Hill Climb аэродинамика (в частности, действующая на кузов прижимная сила) играет огромную роль. Слабо «приклеенная» к дорожному полотну машина улетит с трассы на раз-два. В этом отношении исполнение 4.2 на фоне прошлогоднего SuperVan — сущий монстр. Передний сплиттер существенно увеличен, а сзади возвышается сдвоенная арка огромного антикрыла. На скорости 240 км/ч аэродинамические компоненты генерируют прижимную силу около двух тонн. В «деталях» SuperVan 4.2 — это выставка хай-тека: тормоза углерод-керамические, колесные диски кованые магниевые с шинами Pirelli P Zero.

Ford SuperVan 4.2

Ford SuperVan 4.2

© Ford

На последней гонке по подъему на гору электрокар под управлением Ромена Дюма (он же обладатель абсолютного рекорда Pikes Peak) показал 8 минут 47,682 секунд и победил в классе Open.