Где можно купить новый автомобиль за 320 тысяч рублей. И что это за машины

Изучаем статистику цен на электромобили.
Автомобили с электрической силовой установкой давно перестали быть редкостью: бренды массово объявляют об «озеленении» модельного ряда, а разнообразие моделей растет вместе со спросом. В первом полугодии 2021 года на «электричках» остановили выбор 1,66 млн человек по всему миру, и, по прогнозам экспертов, это не предел: по итогам года они могут разойтись тиражом в 4 млн экземпляров. Как менялись цены на электромобили и где они стоят меньше «Гранты» рассказали аналитики JATO Dynamics, изучив динамику рынка за последние 10 лет.
Depositphotos

Китайцы впереди

КНР – мировой лидер по продажам электромобилей: более миллиона из 1,66 млн таких машин, реализованных в первом полугодии нынешнего года, были проданы там. По совместительству это единственная страна, где средневзвешенная цена на них за 10 лет упала почти вдвое – с 41 800 евро до 22 100 евро.

Такой результат связан с несколькими факторами, в том числе с господдержкой: в 2009 году власти запустили мощную программу развития экологичного транспорта, а в 2010 году ввели субсидии в размере 60 000 юаней (7900 евро или 685 тыс. руб.) на покупку новых электромобилей и 50 000 юаней (6600 евро или 583 тыс. руб.) на гибриды. Сначала они действовали только в пяти крупных городах, а затем распространились по всей стране, дав мощный толчок новому сегменту на авторынке.

По теме

Сегодня помощь от государства уже меньше и не превышает 3000 евро на одну машину на батарейках. В следующем году размер субсидий вновь урежут, а затем их планируют и вовсе отменить, так как они уже принесли достаточно плодов: спрос на электрокары вырос, как и их ассортимент.

Это закономерно привело к конкуренции и значительному снижению цен: самый дешевый новый электромобиль на китайском рынке сегодня можно приобрести всего за 3700 евро (321 тыс. руб.). Для сравнения, это на 200 тыс. руб. меньше, чем в России просят за седан Lada Granta в самой бедной комплектации с 90-сильным двигателем внутреннего сгорания.

Где можно купить новый автомобиль за 320 тысяч рублей. И что это за машины

JATO

А что в Европе и США?

Различные меры стимуляции спроса были запущены и в других странах и также сыграли ключевую роль в формировании цен на зарождающемся рынке. К примеру, в Соединенных Штатах покупатели электрокаров после 2010 года могли рассчитывать на помощь в размере 7500 долларов (554 тыс. руб. по нынешнему курсу), а сейчас – уже на 12 500 долларов (924 тыс. руб.).

По теме

В Германии – крупнейшем «зеленом» авторынке Евросоюза – в настоящее время действует программа Umweltbonus. Она предлагает субсидии в размере до 9000 евро (781 тыс. руб.) на электромобили, но при одном условии: их стоимость не должна превышать 40 000 евро (3,5 млн руб.).

Льготы есть и в других европейских странах: они призваны подготовить автопарки к отказу от ДВС, анонсированному правительствами.

Где можно купить новый автомобиль за 320 тысяч рублей. И что это за машины

JATO

Все еще слишком дорого

Однако ситуация с ценами в США и Старом Свете далеко не такая радужная, как в Китае. Средняя розничная стоимость европейских электрокаров выросла с 33 292 евро в 2012 году до 42 568 евро в 2021-м, что равно 28%. За океаном скачок еще более заметен: 38% или с 26 200 до 36 200 евро за тот же период.

Что касается самых доступных моделей, то в Европе за электрокар придется выложить как минимум 15 740 евро (1,4 млн руб.), а в США 24 800 евро (2,2 млн руб.). Объясняется это тем, что на североамериканском и европейском рынках пока преобладают «дорогие» электромобили – седаны и кроссоверы с богатым оснащением. В то же время в Китае продают небольшие городские электрокары класса А.

По теме

Только в Китае средняя цена электрокара уменьшилась настолько, что теперь за машину с ДВС придется заплатить больше – 23 703 евро (2 млн руб.) против 22 072 евро (1,9 млн руб.). В Европе и США бензиновые автомобили пока заметно дешевле. Исключение составляет Норвегия: там электрические машины тоже недешевы и в среднем стоят 44 500 евро (3,9 млн руб.), но автомобили с традиционными моторами из-за налогов подорожали до 53 000 евро (4,6 млн руб.).

По мнению экспертов, западному миру следует вплотную заняться снижением стоимости электрокаров и сосредоточиться на дешевых моделях, которые подстегнут спрос. Кроме этого, цена должна постепенно снижаться за счет развития технологий и инфраструктуры. Однако пока это происходит слишком медленно: есть риск, что для большинства электромобили останутся недоступными, что не позволит Европейской комиссии выполнить план по запрету продажи машин с ДВС к 2035 году и окончательно укрепит лидерскую позицию Китая.