Главные проблемы использования электромобилей
Многие EV всё ещё обладают недостатками, на которые нужно обращать вниманиеАккумуляторы чувствительны к температуре
Батареи в электромобилях не могут нормально функционировать, если работают не в оптимальных температурных параметрах. Если батарея слишком горячая или слишком холодная, её производительность снижается, что отражается на дальности хода.
Батареи с жидким электролитом испытывают трудности в холодную погоду, поскольку для поддержания оптимального рабочего уровня им требуется подогрев. Энергия, затрачиваемая на поддержание нужной температуры, уменьшает энергию, которая используется для движения автомобиля. И это ещё без учёта обогрева салона, который тоже «съедает» километры, которые можно было бы проехать без подзарядки. Даже в дорогих EV запас хода в холодную погоду сокращается примерно на 100 км, если включать подогрев кресел и печку.
Также батареи не любят жару. Электроны в батарее движутся медленнее из-за горячего воздуха вокруг, что приводит к снижению производительности. Длительная эксплуатация в жаркую погоду может привести к деградации литийионной батареи, а со временем, когда батарея будет повреждена, это может вызвать тепловой разгон. В результате цепной реакции батарея перегревается, загорается и даже может взорваться.
Дальность хода
Запас хода многих электромобилей, даже самых новых и передовых, гораздо меньше, чем у их бензиновых собратьев. На это следует обратить особое внимание. Некоторые EV идеальны для коротких поездок или езды по городу, но поездка к родственникам за город уже может вызвать проблемы.
Сейчас самым большим запасом хода обладает Lucid Air Grand Touring — 830 км в идеальных условиях. Это очень внушительный запас. Но и цены на эту модель стартуют с отметки 117 тыс. долларов. В то же время Chevrolet Bolt 2023 года проезжает на одной зарядке около 416 км, а стоит от 27,5 тыс. долларов. Разброс цен на электромобили огромен.
Однако из заявленных производителем цифр запаса хода стоит вычесть работу кондиционера и включённой медиасистемы с музыкой, свет фар, ландшафт дороги с частыми холмами, встречный ветер, полную массу автомобиля, стиль вождения и прочие факторы. Это всё приводит к тому, что необходимость срочно зарядить автомобиль может потребоваться внезапно и неожиданно. Пока что даже в тех странах, где количество электромобилей достигло массовости, зарядки для EV установлены не на каждом перекрёстке. Всё же зарядку найти сложнее, чем АЗС для бензиновых моделей.
Время зарядки
Сколько времени тратит водитель бензинового или дизельного автомобиля на АЗС? В среднем, от трёх до пяти минут. Время, которое потратит владелец EV, когда наконец-то найдёт зарядную станцию, в несколько раз больше. Хорошо, если рядом с зарядной станцией есть кофейня или магазин, где можно скоротать время. Но так бывает далеко не всегда.
Существуют различные типы зарядных устройств, которые должны использоваться с определённым разъёмом, установленным на EV. Часто штекеры не стыкуются друг с другом, и некоторые зарядные станции попросту не подходят тем или иным автомобилям.
Аккумуляторы деградируют
Этот пункт особенно важен, если планируется покупка не нового, а подержанного электромобиля. Например, Tesla утверждает, что их аккумуляторы рассчитаны примерно на 160 тыс. км. Но нет никакой гарантии, что батарея не «умрёт» раньше срока из-за несоответствующей эксплуатации предыдущим владельцем. Ремонт и замена батареи в EV обходятся дорого.
Обслуживание электромобиля требует меньших затрат, чем бензиновые машины, но при покупке подержанного EV нужно убедиться в нормальном состоянии батареи. Срок службы аккумуляторов ограничен количеством циклов, в течение которых их можно заряжать. Поэтому, если батарея достигла этого предела, её общая целостность может немного пошатнуться. Кроме того, если батарея повреждена, это может привести к её полному выходу из строя и даже пожару.