За последние годы многие страны начали выпуск колесных танков, которые при сопоставимой огневой мощи стоят в разы дешевле гусеничных собратьев. Правда, встречаются исключения. Первыми преимущества хорошо вооруженных колесных бронемашин оценили французы, которые разрабатывали их в пятидесятые годы для работы в колониях. Главным преимуществами пушечных бронеавтомобилей была их невысокая цена, использование автомобильных компонентов, возможность оперативно перебрасывать технику по воздуху, недорогое обслуживание и простота обучения экипажа. Со временем калибр используемых на бронеавтомобилях пушек непрерывно увеличивался, пока не сравнялся с калибром танковых орудий. Это и позволяет относить подобные бронемашины к категории так называемых колесных танков, хотя иногда их классифицируют по-разному. Французский АМХ-10RC Вплоть до девяностых годов прошлого века Франция была единственной страной в мире, имевшей на вооружении колесные танки АМХ-10RC, хотя в самой Пятой республике их предпочитали называть разведывательными бронеавтомобилями. У французов был огромный опыт по созданию подобных машин, поэтому неудивительно, что они смогли разработать такой образец бронетехники, аналогов которого не было больше ни одной другой страны.Машина была разработана в середине 70-х годов фирмой GIAT и в 1981 году была принята на вооружение французской армии. Это была единственная в армиях стран НАТО бронемашина с колесной формулой 6х6 вооруженная 105 мм пушкой, способной бороться с основными боевыми танками. AMX-10RC постоянно модернизировалась, её бронезащита непрерывно улучшалась в результате чего масса выросла с первоначальных 15,8 до 22 тонн. Корпус машины мог выдержать обстрел бронебойными 14,5 мм пулями, а хорошо бронированная передняя часть и лоб башни могли противостоять 25 мм снарядам. На машину устанавливался 300-сильный турбодизель, что позволяло ей разгоняться на шоссе до 85 км/ч, скорость на плаву составляла 7 км/ч, запас хода – 800 километров. К особенностям машины можно отнести её гидропневматическую подвеску, благодаря которой она меняла клиренс и могла прятаться за складками местности и другими укрытиями. Очень ценное качество для разведывательной машины, позволяющее также устраивать засады на другую бронетехнику.Несмотря на то, что производство AMX-10RC было прекращено в 1994 году, эта машина до сих пор остается на вооружении французской армии, а также армий других стран: Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко, Катара и Сингапура. Хорошая проходимость, надежность, мощная пушка и самое главное – успешная эксплуатация машины в «горячих точках», – позволяют AMX-10RC и в наши дни соответствовать требованиям военных, хотя французская армия снимет её с вооружения к 2025 году, так как полностью отказывается от колесных танков. Итальянский B1 Centauro А вот в Италии явно не собираются отказываться от колесных машин 8х8 с мощным орудием и продолжают совершенствовать свой колесный танк – B1 Centauro. Эта разработанная в конце восьмидесятых годов прошлого века машина базируется на шасси колесной БМП Freccia и отличается от неё доработанной подвеской и башней со 105 мм пушкой.Первоначально Centauro весил 24 тонны и оснащался 520-сильным дизелем, но модификация Centauro II получила новую башню со 120 мм орудием, вследствие чего вес машины вырос до 30 тонн. Также колесный танк получил новый турбодизель мощностью 720 л.с. Благодаря цене в полтора миллиона евро, Centauro вызвал интерес у военных других стран, которые хотели дополнить свои основные боевые танки более дешевой машиной, но при этом обладающей сопоставимой огневой мощью. В настоящее время, помимо итальянской армии, Centauro стоит на вооружении в Испании, Египте, Иордании и Омане. Интересно, что этот колесный танк в 2012 году проходил испытания в России. И не исключалась возможность либо его закупки для российской армии, либо лицензионного выпуска на отечественных предприятиях. Но в силу ряда причин от этой машины российские военные отказались. Помимо невысокой цены к плюсам Centauro можно отнести систему управления огнем, позаимствованную у итальянского основного боевого танка C1 Ariete, подруливающую четвертую ось (положительно сказывается на маневренности), неплохую броневую защиту передней части, позволяющую выдерживать попадания снарядов калибром 30 мм и запас хода 800 километров.Centauro приняли участие в боевых действиях в Ираке и Югославии, где показали себя весьма надежными машинами, правда, по итогам этих войн в конструкцию был внесён ряд изменений, улучшивших боевые качества итальянских колесных танков. С 1991 по 2006 годы было выпущено 490 машин, которые будут находиться на службе ещё долгие годы. С учетом характеристик Centauro, его можно считать одним из лучших представителей класса колесных танков в мире. Китайский ZTL-11 В Китае на базе колесного бронетранспортера ZBL-08 был разработан колесный танк ZTL-11, который начал поступать на вооружение НОАК и морской пехоты в 2015 году. Использование довольно крупной башни со 105 мм пушкой, повлекшее увеличение веса до 23 тонн против 15 тонн у БТР, заставило конструкторов оборонного концерна NORINCO существенно переделать машину и перенести 440-сильный турбодизель из передней части в заднюю. При этом увеличение веса не сказалась на амфибийных свойствах машины – она может плавать со скоростью 8 км/ч. Максимальная скорость на шоссе составляет 100 км/ч, дальность хода – 800 километров.В этой машине наиболее полно воплотилась концепция колесного танка, способного не только поддерживать пехоту, но и на равных бороться с танками противника. Китайские инженеры разработали ряд боеприпасов, что делает ZTL-11 опасным противником для любого основного танка: например, подкалиберный снаряд, выпущенный с дальности 1500 метров, способен пробить до 800 мм брони. Также машина имеет ракетный комплекс «длинной руки» – запускаемая через ствол пушки управляемая ракета GP105 может поражать танки и другую бронетехнику на дальности 5000 метров.А сам колесный танк не может похвастать хорошей защищенностью. Его стальной корпус выдерживает попадания бронебойных пуль калибра 12,7 мм, но проблема защищенности отчасти решается установкой навесной брони на переднюю часть, что позволяет выдержать обстрел из 25 мм автоматических пушек. В настоящее время к китайской машине проявили интерес ряд стран Юго-Восточной Азии, которые за последние годы все больше отдают предпочтение военной технике из Поднебесной. Японский Type 16 Своим колесным танком обзавелась в 2016 году и Япония. Разработка машины Type 16 длилась почти десять лет и потребовала немалых затрат. В результате японцы сделали колесный танк стоимостью в 6,5 миллионов долларов, что превосходит цену некоторых основных боевых танков. Вместе с тем ничего особо выдающегося в конструкции Type 16 нет: 26-тонная машина оснащается турбодизелем мощностью 570 л.с., на шоссе разгоняется до 100 км/ч, плавать она не может, а запас хода составляет всего 400 километров.За счет навесной брони передняя часть машины «держит» попадания 30 мм снарядов, а вот бортовая броня защищает только от 12,7 мм пуль. Type 16 состоит только на вооружении японской армии, поэтому его тираж будет небольшим – всего планируется выпустить около 250 машин. Вопрос об экспортных поставках даже не рассматривается, потому что вряд ли какая из стран захочет покупать такой дорогой колесный танк с весьма средними характеристиками, да ещё при наличии на рынке куда более интересных предложений. Например, тот же китайский ZTL-11 по многим показателям – особенно по стоимости, – выглядит гораздо предпочтительнее японского одноклассника. Американский M1128 Stryker Ещё меньшим количеством колесных танков располагает армия США. Принятая на вооружение в 2006 году машина M1128 Stryker не оправдала ожидание военных. Начиная с 2022 года все 142 выпущенных экземпляра будут списаны. Столь малое количество объясняется тем, что М1128 изначально не рассматривался как истребитель танков, а придавался пехотным подразделениям для усиления их огневой мощи.Американский колесный танк построен на базе бронетранспортера Stryker, который снабдили необитаемой башней со 105 мм пушкой и автоматом заряжание. Это позволило сократить экипаж до трех человек, но впоследствии выяснилось, что автомат заряжания имеет ряд конструктивных проблем, решить которые так и не удалось. Опыт эксплуатации машины в «горячих точках» показал слабость её бронирования, защищающего экипаж только от 14,5 мм пуль. Пришлось устанавливать на переднюю часть комплект навесной керамической брони, благодаря чему лобовая часть машины может выдерживать попадания 30 мм снарядов с дистанции 500 метров.М1128 весит 19 тонн, оснащается 350-сильным турбодизелем Caterpillar и шестиступенчатой автоматической КПП, максимальная скорость на шоссе – 100 км/ч, запас ходя – 530 километров. Эксплуатация машины в Афганистане выявила её неудовлетворительную противоминную защиту, а для 105 мм пушки попросту не нашлось достойных целей. Поэтому США вслед за Францией также решили полностью отказаться от колесных танков, сделав ставку на более универсальные бронетранспортеры с малокалиберными автоматическими пушками.
Почему Apple провалил самый долгожданный автомобильный проект века. Названия «Титан» и «Титаник» несчастливые. Вымышленный корабль «Титан» затонул в романе «Тщетность» за 14 лет до гибели реального «Титаника». Проект Apple под названием «Титан» — ещё одна жертва проклятия. В течение десяти лет с 2014 по 2024 год компания Apple трудилась над автомобилем, который в итоге провалился. Ещё печальнее становится от мысли о том, каким крутым мог бы стать автомобиль от Apple. Илон Маск подтвердил, что обращался к Apple с предложением сотрудничества, но Тим Кук отказался от встречи. Это было в 2017 году, когда проект Titan был в самом разгаре. Идея Apple iCar Идея создания Apple Car возникла ещё в 2008 году, за три года до смерти Стива Джобса. Член совета директоров и бывший старший дизайнер Apple подтвердили, что идея возникла у Джобса примерно в то же время, когда Tesla представила первое поколение Roadster. Это комплимент для Tesla, ведь Джобс был известен тем, что мог распознать успешный проект на самом его старте. Однако Джобс не был изобретателем. Он мог разглядеть потенциал и создать его лучшую версию. MP3-плееры и смартфоны существовали ещё до iPod и iPhone, но Джобс усовершенствовал их рецепт. Если бы Tesla и Apple объединились, скорее всего, нынешние электромобили от Илона Маска были бы созданы по более высоким стандартам.Первые слухи о iCar В начале 2015 года член совета директоров Apple сделал первый намёк. Микки Дрекслер заявил, что Джобс планировал создать автомобиль. После этого сотрудники Apple стали посещать испытательные полигоны и автомобильные мастерские по всему миру, встречались с представителями автобизнеса. Первым серьёзным доказательством того, что компания, действительно, работает над автомобилем, стало приглашение в команду Apple Дага Беттса, нынешнего президента автомобильного подразделения J.D. Power. Беттс — опытный специалист, который работал на руководящих постах в FCA, Nissan и Toyota. К концу 2015 года слухи официально подтвердились. Apple даже нанял компанию Torc Robotics, чтобы оснастить Lexus RX всеми автономными датчиками. К тому времени все уже знали, что автомобиль будет электрическим, но автономность была в новинку.Проект Titan Руководителем проекта «Титан» стал Боб Мэнсфилд, который всю свою жизнь занимался аппаратным обеспечением. Вместе с ним Apple нанял Дэна Доджа, инженера по программному обеспечению для автомобильной промышленности. Из-за нанятых людей возникло предположение, что Apple отказалась от производства собственного автомобиля и переключит своё внимание на то, чтобы стать поставщиком автономных систем на автомобильный рынок. Возможно, в этих слухах была доля правды, поскольку Tesla переживала не лучшие времена, а другие EV-стартапы терпели неудачи. Однако компания Apple заявила, что всё ещё разрабатывает собственный автомобиль. К концу 2016 года стало известно, что представители Magna International работают в кампусе Apple на полную ставку. Это напрямую указывало на реальный серийный автомобиль, поскольку Magna — один из крупнейших поставщиков деталей и систем в автомобильной промышленности. Её дочерняя компания Magna Steyr сейчас собирает Mercedes-Benz G-Class, Jaguar E-Pace и I-Pace, BMW Z4, Toyota Supra и Fisker Ocean.Проект Titan умер в первый раз в 2016 году Первоначальный интерес к Project Titan был безумным, но с 2016 года что-то пошло не так. Генеральный директор Apple Тим Кук официально заявил, что компания больше заинтересована в программном обеспечении для автономного вождения. При этом Apple продолжал утверждать, что намерен создать собственный автомобиль. Противоречивые высказывания запутали общественность. По сути, компания Apple хотела быть и производителем, и поставщиком. Вскоре появились сообщения о том, что Apple планирует выпустить автомобиль до 2017 года. Но этого не случилось. Однако в 2018 году Apple зарегистрировал 27 самоуправляемых автомобилей в Калифорнийском департаменте транспорта. Ещё одним важным шагом в 2018 году стал приход в Apple Дага Филда, бывшего вице-президента Tesla по инженерным вопросам. Казалось, что дела у Apple обстоят хорошо, но впечатления оказались ошибочными.Проект Titan умер во второй раз в 2019 году Apple начал 2019 год с увольнения новых сотрудников. Причины были неизвестны, но спустя полгода Apple рассказал, что приобрёл компанию drive.ai, которая использовала искусственный интеллект для создания автономных автомобилей. Это указывало на то, что Apple не совсем понимает, что делает, и нуждается в помощи экспертов для создания систем автономного вождения. В то же время в отставку ушёл руководитель проекта «Титан» Мэнсфилд. Это событие намекало на то, что дела с созданием автомобиля у Apple идут не лучшим образом. Компания Apple заявила, что автомобиль будет представлен в 2024 году. Известно лишь то, что за всё это время Apple удалось лишь установить своё оборудование для автономного вождения на Lexus RX. Дальше проект не продвинулся.Hyundai мог вдохнуть новую жизнь в проект Titan В начале января 2021 года акции Apple взлетели вверх после того, как технологическая компания и южнокорейский автомобильный гигант Hyundai начали переговоры. Apple хотел, чтобы Hyundai создал автомобиль. Это казалось фантастической идеей. Hyundai выпускал хорошие продукты на протяжении как минимум десяти лет, и это был подходящий вариант. Первоначально сообщалось, что iCar будет собираться на заводе Kia в Джорджии. Через месяц после начала переговоров сделка была расторгнута из-за жадности Apple. Вместо того чтобы выпускать iCar вместе с Telluride, Sorento и Sportage, Apple потребовала, чтобы весь завод был предназначен только для iCar. Так как модели, выпускавшиеся на заводе в Джорджии, были лидерами продаж, Hyundai дала Apple жёсткий отказ. К сожалению, Apple не извлекла из этого никаких уроков. В поисках поставщика аккумуляторов компания обратилась к китайским компаниям CATL и BYD. И снова Apple потребовал, чтобы продукцию для компании создавали в первую очередь. CATL отказался от этого, так как уже на тот момент являлся крупнейшим в мире поставщиком аккумуляторов для BMW, Daimler, Hyundai, Honda, Tesla, Toyota и Volkswagen. Компания CATL не захотела отдавать предпочтение стартапу вместо известных брендов, поэтому Apple получил ещё один жёсткий отказ.Окончательный провал проекта «Титан» в 2024 году Путь на дно начался в конце 2022 года. После нескольких месяцев отсутствия новостей о проекте, Apple сообщил, что выпуск автомобиля перенесён на 2026 год, а его цена прогнозируется на шестизначную цифру. Миру не нужен ещё один высококлассный EV. Секрет успеха заключается в доступном EV. К концу 2023 года стало известно, что Apple окончательно запутался в собственных попытках создать автомобиль. Прошло девять лет, а проект никак не продвинулся. Даже китайский производитель смартфонов Xiaomi, который начал разрабатывать свой автомобиль позже Apple, уже дошёл до финиша. Автомобиль Apple стал своеобразной иллюстрацией ко всему, с чем сталкиваются EV-стартапы. Даже Cybertruck, который создавался целую вечность, опередил Apple в производстве. В конце февраля 2024 года Apple объявил о закрытии проекта.