Опубликовано 01 января 2011, 13:22

История применения реагента в Москве

В 80-х годах прошлого века в Москве в качестве противогололедного средства применялась недорогая смесь песка с технической солью (хлоридом натрия) в соотношении 92:8. При использовании такой технологии, за одну зиму в столице расходовалось около 500 тысяч тонн песка и 60-75 тысяч тонн хлористого натрия. Однако в 1994 году столичная мэрия решила отказаться от использования этого состава на московских улицах, так как во время весеннего таяния снега песок выводил из строя канализационные водостоки.
Фото Ленты.ру

В 80-х годах прошлого века в Москве в качестве противогололедного средства применялась недорогая смесь песка с технической солью (хлоридом натрия) в соотношении 92:8. При использовании такой технологии, за одну зиму в столице расходовалось около 500 тысяч тонн песка и 60-75 тысяч тонн хлористого натрия. Однако в 1994 году столичная мэрия решила отказаться от использования этого состава на московских улицах, так как во время весеннего таяния снега песок выводил из строя канализационные водостоки.

Отказавшись от песко-соляной смеси коммунальщики перешли на твердую техническую соль. Чистого хлорида натрия для противогололедной обработки нужно гораздо меньше, чем смеси с песком – нормативный расход на один квадратный метр составляет около 50 граммов вместо 150.
Но к новой дозировке оказалась не готова спецтехника. В результате, по данным, опубликованным на сайте префектуры северо-западного округа Москвы, за зиму на дороги попадало около 350 тысяч тонн хлористого натрия, то есть в 5-6 раз больше, чем до отказа от песко-соляной смеси.

Такая передозировка не могла пройти бесследно, и за восемь лет использования чистой технической соли из-за засоления почв в столице резко ухудшилась экологическая обстановка, а на придорожных территориях начали гибнуть растения. Протесты жителей города и экологов против варварского отношения к окружающей среде заставили столичных чиновников заняться поиском альтернативных противогололедных препаратов, в результате чего они обратились к зарубежному опыту.

В результате в 2001 году правительство Москвы приняло постановление "О готовности дорожных служб города к уборке городских улиц и магистралей в зимний период 2001-2002 гг. с применением новых противогололедных материалов". Согласно этому документу, хлористый натрий заменили различные смеси, содержащие хлористый кальций, ацетат аммония, ацетат калия, хлористый магний, и нитраты кальция, магния, мочевины. Еще одним новшеством стала обработка улиц жидкими реагентами, которые предупреждают образование гололеда на дорогах – до этого использовались только твердые соли.

У новых препаратов оказалось множество преимуществ перед хлоридом натрия. Так хлориды кальция и магния, попав на снег или лед начинают растворяться с выделением тепла, и поэтому для обработки зимних дорог требуется гораздо меньшее количество реагентов по сравнению с технической солью. Соли уксусной и муравьиной кислоты, а также препараты, содержащие мочевину, плавят лед не так эффективно, как натрий хлор, но зато, "отработав" на зимней дороге, они быстро разлагаются под действием света и кислорода, не загрязняя почву.

В последующие годы список реагентов, закупаемых столичными чиновниками для обработки улиц, существенно сократился. Из-за высокой цены из него практически полностью были исключены все органические соли. А в 2004 году было запрещено использование чистого хлорида магния – экологи посчитали, что он оказывает негативное влияние на окружающую среду.

В результате, как рассказал "Ленте.Ру" заведующий кафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков, этой зимой в Москве используются два жидких препарата (28-процентый раствор хлорида кальция и раствор, содержащий 22 процента кальций хлора и шесть процентов натрий хлора), а также три твердых: чистый хлорид кальция, хлорид кальция, содержащий ингибиторы коррозии, и смесь, содержащая 25 процентов хлорида кальция и 75 процентов хлорида натрия.

Scriptio: Артем Бетев

Тег:
Автомобильные новости