Как Россия стала делать грузовики

Во время Первой мировой наша армия едва не осталась без транспорта. Чтобы исправить ситуацию, в 1916 году в Москве заложили первый в стране завод по массовому выпуску грузовиков.

Ставка на иномарки сыграла злую шутку с царским правительством: во время Первой мировой наша армия едва не осталась без транспорта. Чтобы исправить ситуацию, срочным порядком была запущена программа импортозамещения, и в 1916 году в Москве заложили первый в стране завод по массовому выпуску грузовиков.

Власть капитала

Трудно отделаться от мысли, что в начале XX века руководство страны делало всё, чтобы затормозить зарождение и последующее развитие отечественного автомобилестроения. Мало того, что никак не стимулировалось изготовление автомобилей силами собственной промышленности, так ещё и пошлины на импорт готовых машин оказались ниже, чем на их отдельные части. То есть не было создано никаких предпосылок создания не только автозаводов полного цикла, но даже сборочных предприятий, которые неминуемо потянули бы за собой становление отрасли по выпуску комплектующих. Только когда разразилась Первая мировая война, когда одни из стран-экспортёров стали приберегать выпускаемую автотехнику для собственных нужд, а другие и вовсе оказались в стане противника, столкнувшееся с резкой нехваткой автотранспорта, военное министерство в пожарном порядке выделило 100 млн рублей золотом для закупки автомобилей за рубежом.

Но в странах-союзницах заводы были заняты обеспечением потребностей собственных армий, а потому брали русские заказы нехотя и понемногу, заставляя переплачивать, мириться с задержкой сроков исполнения и, как итог, поставив в страну совершенно разномастный, плохо обеспеченный запасными частями автопарк. И лишь тогда, окончательно осознав пагубность ставки на импорт, правительство решило обратиться за помощью к русским капиталистам.

В последние дни мая 1915 года в Петрограде прошёл Всероссийский торгово-промышленный съезд. Именно на нём было принято важнейшее решение о переходе всей промышленности страны на военные рельсы. Уже в августе созданный при непосредственном участии видных российских предпринимателей Центральный военно-промышленный комитет (роль военно-промышленных комитетов состояла главным образом в распределении военных заказов) потребовал от государства выделения кредитов для создания полноценной автомобильной отрасли.

Читать далее на сайте 5koleso.ru