Как выбирают место для замка зажигания
Запуск мотора с помощью простой кнопки становится все более привычным — и в обозримом будущем замок зажигания наверняка станет частью автомобильной истории. Пока этого не случилось, пытаемся понять, почему на большинстве машин этот замок находится справа, а на «Жигулях» и Porsche — слева?
Почему размещение замка зажигания справа от рулевой колонки является «общим местом» — догадаться несложно. Потому что большинство водителей — правши.
При этом замок может находиться достаточно далеко от рулевой колонки — к примеру, влдадельцам автомобилей Saab и Smart ключ приходится втыкать в центральный тоннель неподалеку от рычага переключения передач.
В этом также есть своя логика: отсутствие лишнего (и достаточно увесистого) элемента на рулевой колонке делает ее менее травмоопасной.
Но почему некоторые производители упрямо размещают замок «не с той стороны» — к примеру, так до сих пор поступают конструкторы Porsche и Bentley.
Представитель российского представительства Porsche Максим Неупокоев озвучил известную многим версию: «Заводская команда Porsche — постоянный участник гонки »24 часа Ле-Мана«. Старт которой раньше выглядел необычно. Машины выстраивались бок о бок вдоль стартовой прямой: под углом, почти перпендикулярно дороге, как сейчас нередко паркуются вдоль тротуара — только, конечно, задом к обочине.
Пилоты выстраивались в шеренгу на другой стороне прямой — и по стартовому сигналу бежали к машинам, занимали свои места, заводили и уходили «в бой». Из-за этого замок и сделали на левой стороне: для экономии времени можно было правой рукой включать передачу, а левой уже заводить автомобиль...«
Слева замок зажигания расположен и у автомобилей Bentley. В компании объяснили, что это дань традициям... и бла бла бла...
Можно вспомнить, что и марка Bentley в свое время добилась успехов в «24 часах Ле-Мана» — похоже, оба производителя используют необычное расположение замка как напоминание о своей спортивной славе. Однако те, кто присутствовал на гонках в пятидесятых-шестидесятых годах, утверждают, что у гонщиков не было необходимости в момент старта включать передачу.
В частности, автомобильный историк Ли Рэскин, написавший несколько книг об автомобилях Porsche, рассказывает, что пилоты просто оставляли машину на передаче — и им было, по большому счету, все равно, какой рукой поворачивать ключ...
К тому же, можно вспомнить немало автомобилей, которые никогда не выступали в Ле-Мане, но у которых замок зажигания расположен слева от руля — к примеру, знаменитый Citroen 2CV или более близкая россиянам тольяттинская «копейка».
Для каких гонок готовили эти прозаичные модели? На деле «нестандартное» по нынешним временам расположение замка на многих автомобилях имеет две причины.
Во-первых, при запуске карбюраторного двигателя (которые до семидесятых годов были в абсолютном большинстве) свободная правая рука позволяла водителю играть т. н. «подсосом» — ручкой, управлявшей воздушной заслонкой карбюратора и позволявшей заставить карбюратор готовить более богатую смесь.
A, во-вторых, так было проще запускать двигатель, не садясь в машину. Так как ремонтировать автомобили в те времена приходилось чаще, и многие владельцы занимались этим сами, у эргономики приборной панели был и такой, необычный для наших дней нюанс.