quto.ru
Опубликовано 28 марта 2023, 23:15
3 мин.

Какими были автомобильные маскоты в начале прошлого века

От знаменитого «Духа экстаза» до потешного Бибендума
Для чего создавали фигурки на капотах автомобилей. Маскотами называют талисманы, в случае с автомобильным миром — это фигурки, которые размещают на капотах. Какие-то из них несут за собой некий символизм, другие напоминают о людях или событиях, а некоторые фигурки представляют собой объёмные логотипы и рекламные образы автопроизводителей. Фигурки на радиаторах размещают не только ради красоты, моды, узнаваемости и мифической защиты от чего-либо, иногда они выполняют полезные функции. Однако статуэтки могут быть настолько искусно выполненными, что становятся объектом коллекционирования.
Руслан Шамуков

Одной из первых и самой популярной скульптурой стал «Дух экстаза» Rolls-Royce. «Крылатая» девушка появилась на автомобилях марки в 1911 году. На протяжении многих лет фигурку называли то Серебряной, то Летающей леди, а также она носила имя Элеонора — так звали женщину, которая позировала для оригинальной скульптуры. Талисман Rolls-Royce ассоциируется с грацией, элегантностью и богатством.

Массовая мода на амулеты, расположенные на крышке радиатора, пришлась на 20-е гг. В начале 1920-х гг. автомобильные журналы писали о том, что люди недовольны современным дизайном автомобилей — машины разных марок выглядят абсолютно одинаково, и ничего их не различает, кроме небольших логотипов. Журналисты сравнивали появление автомобильных маскотов ради индивидуализации транспорта со старыми временами, когда люди ещё ездили на каретах. Извозчики и кучеры вставляли в одну из ламп цветок, чтобы один экипаж можно было отличить от других.

К концу 1920-х гг. можно было приобрести практически любую фигурку для капота — животных, космических персонажей, изображения богов и прочее. К 1930-м годам создавались отдельные каталоги с автомобильными маскотами, это стало модным аксессуаром и превратилось в гонку за самый смелый, красивый и необычный дизайн, который выделял бы автомобиль среди остальных. В каталоге Brown Brothers 1912 года предлагалось 26 дизайнов различных амулетов стоимостью от 7 до 52 шиллингов. В 30-х гг. компания S. Smith & Sons предлагала на выбор уже 500 вариантов крашений крышки радиатора.

Статуэтки создавались из латуни, бронзы, цинка и серебра. Некоторые маскоты служили дефлекторами от насекомых — как правило, для этого у фигурки должны были быть широкие крылья, которые помогали воздушному потоку отводить от лобового стекла насекомых. На крышках радиаторов иногда устанавливались термодатчики, в таком случае маскот выполнял не только декоративную роль, но и помогал следить за температурой. В 1934 году компания Ford изобрела украшение в виде борзой со встроенным «замком», который при опускании в радиаторный резервуар работал как противоугонное устройство. Одна из компаний разработала череп с костями, который служил стоп-сигналом — при нажатии на тормоз глаза светили красным светом, а сам маскот загорался зелёным.

Первая мировая война повлияла на модные аксессуары — маскоты стали олицетворять патриотический дух владельца. У одного генерала на автомобиле даже была установлена фигурка танка из чистого серебра. А вот после Второй мировой войны тренд на капотные статуэтки стал стремительно слабеть. Предприятия должны были направить всю свою мощь на военные нужды. Автопроизводители переключились на создание авиационных двигателей, боеприпасов и авиационной техники. В военное время домашняя утварь и декоративные элементы были отправлены на переработку для создания оружия и боеприпасов. В ход шли и автомобильные маскоты.

Ещё одним тревожным звоночком стала фотография, которую распространили журналисты. На ней птичка зарянка напоролась на один из автомобильных маскотов и погибла. Критики стали заявлять, что на месте птицы мог оказаться пешеход. К середине прошлого века мода на выступающие над капотом фигуры практически сошла на нет. Ради безопасности автомобильный дизайн изменился: исчезли выступающие за периметр кузова крылья, фары спрятались в корпус, радиатор полностью скрылся в корпус автомобиля.

Ещё какое-то время статуэтки размещались прямо на капоте, но протесты не стихли даже после того, как некоторые производители придумали кронштейн, благодаря которому фигурки можно было прятать внутрь капота. Мировые требования безопасности окончательно лишили нас подобного произведения искусства. Статистика несчастных случаев показала, что любые выступающие элементы и особенно фигуры на капоте наносят повреждения пешеходам.

Однако иногда статуэтки всё ещё встречаются в автомобильном дизайне. Например, при перевозке бывшей королевы Великобритании Елизаветы II на автомобиле Bentley State Limousine фирменный накапотный маскот Bentley принято заменять личным талисманом пассажирки, изображающим Святого Георгия, убивающего дракона. Правда, при передвижении ландоле по дорогам Шотландии на капоте появляется фигурка стоящего льва.

Автомобильные новости