Клиника. Обновленный Renault Symbol

Внутри Symbol стал солиднее — жаль только, что рука дизайнера не коснулась простецкой обивки дверей. Фото Влада Клепача с сайта autoreview.ru.

Renault Symbol не узнать: почти все наружные панели кузова - новые. Но на технической презентации было скучно: разговор шел о давно известных двигателях, коробках и подвесках. Техника старая, внешность и цены - новые.

А характер?

В знаменитом Техноцентре Renault под Парижем есть отдел, где занимаются изучением автомобилей конкурентов. И если другие фирмы предпочитают подобные исследования не афишировать, то в Renault секрета из них не делают: "референсные" машины выставлены в центральном холле Техноцентра - и любой сотрудник многотысячного коллектива во время кофе-брейка может если не поездить, то хотя бы посидеть в салоне: надо быть в теме! Сегодня здесь Citroen C5, Peugeot 407, Mercedes C-класса, Volkswagen Passat, Ford Mondeo, Hyundai Sonata, переднеприводный Lexus ES из Америки… Понятно, что все это - соперники новой Лагуны.

Кстати, между многими европейскими автопроизводителями даже есть договоренность об обмене новыми автомобилями, а недавно к программе присоединились и корейцы. Пока, говорят, упрямится только Toyota, поэтому и Тойоты, и Лексусы приходится покупать.

А за стеклянными дверями - большая лаборатория, где машины разбирают по винтикам. Подъемники, специализированный инструмент, координатно-измерительные машины и мощные компьютеры, на которых изучаются математические модели кузовов (производители обмениваются не только "живыми" машинами, но и некоторыми файлами). Здесь уже другие машины: Kia Rio, Fiat Panda, Tata Indica, Chevrolet Celta из Южной Америки и даже наша Калина. А только что купили Aveo-седан, предназначенный для российского рынка. Привезли две Фабии - чешской и индийской сборки: будут проводить сравнительный анализ применяемых материалов и качества сборки. И все это - конкуренты нового Символа!

Заведует хозяйством Жан-Мари Ревель. И, например, о Калине он отозвался так: хороший интерьер, качественная обивка дверей, неплохой уровень оснащения (не в каждом бюджетном автомобиле усилитель руля и передние электростеклоподъемники есть уже "в базе"), но шумный мотор, неудачное рулевое управление и посредственная управляемость. Точная характеристика!

Внутри Symbol стал солиднее жаль только, что рука дизайнера не коснулась простецкой обивки дверей. Фото Влада Клепача с сайта autoreview.ru.

Однако от разговора о новом Символе месье Ревель уклонился, поскольку дело происходило несколько месяцев назад - задолго до того, как были опубликованы первые официальные фотографии машины. А затем, когда в одной из студий Техноцентра нам представили Renault Symbol второго поколения, оказалось, что и говорить-то особо не о чем. Ведь новый Symbol нов лишь на четверть: около 75% деталей кузова - прежние. Нетронутыми остались силовая структура, ниспадающая крыша (она по-прежнему давит на головы задних пассажиров) и дверные проемы.

Багажник у Символа по-прежнему огромный объемом 504 литра. Фото Влада Клепача с сайта autoreview.ru.

Но наружные панели - новые. Сзади Symbol выглядит в стиле уходящего на покой Мегана, что не мешает и сейчас назвать это решение авангардным, а спереди похож на все машины сразу: сними фирменный ромб с решетки радиатора и гадай - то ли Fiat Palio, то ли Лада Калина...

Доставшуюся в наследство от "второго" Клио боковину тщательно маскировали: позади дверей появилось маленькое окошко (как на Калине), часть оконного проема выкрасили в черный цвет, по боковине пустили ребро жесткости, а вместо прежних клавишных ручек дверей появились "хромированные ручки" якобы под естественный хват. На самом деле - бутафория: ручки по-прежнему клавишные, сделаны из пластмассы и окрашены "под хром". На решетке радиатора и на крышке багажника - тоже псевдохром.

Чтобы прозондировать возможную реакцию покупателей на новый дизайн, осенью прошлого года были проведены специальные тесты - customer‘s clinics, изучение мнения потенциальных клиентов. "Клиники" проводили в России, Турции и Венгрии. Респондентами в основном были мужчины 30 - 45 лет - семейные и с двумя детьми, - им предлагали оценить дизайн Символа в сравнении с автомобилями Skoda Fabia, Hyundai Accent, Chevrolet Aveo и Kia Rio. Так вот, россияне поставили Symbol на второе место (после Aveo), а турки и венгры и вовсе отдали ему предпочтение. Надо полагать, псевдохром сработал.

Салон стал симпатичнее. Аккуратная передняя панель с приборами в стиле "третьего" Clio, приятная ткань обивки сидений. Но простецкий дизайн дверных панелей оставили. Кнопки управления задними стеклоподъемниками по-прежнему неудобно расположены в торце центрального тоннеля - тянуться к ним нужно и водителю, и пассажирам. Зато появились преднатяжители ремней, боковые подушки безопасности и крепления Isofix. Правда, в новинку они только для нас - на других рынках все это было еще у предыдущего Символа, но "клиника" показала, что теперь за безопасность готов платить и российский покупатель.

Шасси изменений не претерпело - лишь чуть переделали пружины, поскольку кузов стал легче на 30 кг. Прежними остались двигатели и коробки, причем на российский рынок будут поставляться машины только с 16-клапанным мотором 1.4i мощностью 98 л.с. (восьмиклапанного 75-сильного двигателя больше не будет).

Силовая конструкция кузова не изменилась. В частности, прежними остались крыша и дверные проемы (самая сложная часть кузова, которую невозможно изменить в ходе рестайлинга). Благодаря более широкому применению высокопрочных сталей увеличена жесткость кузова. Вокруг рамки лобового стекла, в передней панели и задних стойках появилась дополнительная шумоизоляция. Доработана тормозная система: перепрограммированы блок управления АБС и система распределения тормозных усилий. Изображение с сайта autoreview.ru.

Неудивительно, что на "ездовую" презентацию Символа в Турции я летел без особого энтузиазма…

Вроде бы все знакомо. Мотор по-прежнему неплохо тянет на средних оборотах и чрезмерно голосист на высоких. Модернизированный механизм переключения пятиступенчатой коробки работает чуть лучше прежнего. И - фантастическая плавность хода, чем Symbol радовал и ранее.

И все же автомобиль словно подменили. Он постоянно сбивается с траектории, требуя корректирующих действий рулем. На скорости 100 - 120 км/ч "переставиться" даже на полметра (чтобы объехать кирпич) непросто: передние колеса идут за рулем, но корма болтается, словно студень. Не добавляет уверенности и нехватка реактивного действия на руле, хотя усилитель по-прежнему гидравлический и его настройка не изменилась.

Чуть быстрее заехал в поворот, чуть сбросил газ - и тут же следует резкий занос. А системы стабилизации по-прежнему нет и не будет... В крутых виражах на скорости 50 - 70 км/ч можно держать руль под одним углом, но на волнах асфальта автомобиль будет самостоятельно менять траекторию - не соскучишься! Logan, у которого практически та же платформа, таких вольностей себе не позволяет. Да и прежний Symbol отличался более спокойным характером. Но если подвеску не трогали, если снаряженная масса и развесовка по осям остались практически неизменными, то в чем причина?

В шинах.

Помнится, в 2000 году первые Символы поставлялись к нам на скромных 13-дюймовых высокопрофильных шинах, которые отлично подходили к отнюдь не спортивному шасси автомобиля, - и мы нахваливали пусть и пресный, но вполне понятный характер машины и даже рекомендовали ее начинающим водителям: идеальное пособие для познания азов управления переднеприводным автомобилем!

Renault Symbol. Фото Влада Клепача с сайта autoreview.ru.

Теперь в качестве опции предлагаются 15-дюймовые легкосплавные колеса с шинами Continental Premium Contact 185/55 R15 - в такие шины и были "обуты" машины в российской спецификации. Жесткие боковины допускают минимум уводов, а их сцепные свойства высоки. Но задняя ось нагружается с опозданием - возможно, из-за низкой жесткости кузова и неудачно подобранных характеристик пружин, амортизаторов и стабилизатора. В итоге - неприятное, усугубленное креном ввинчивание. Символ превратился в слишком резкий автомобиль с избыточной поворачиваемостью.

Нередко низкопрофильные шины идут "в комплекте" с иной настройкой шасси (в частности, увеличивается угловая жесткость подвески), но этими "мелочами", похоже, пренебрегли, а пошли на поводу у тех же респондентов: на 15-дюймовых легкосплавных колесах машина и впрямь выглядит солиднее. Клиника.

В паре со мной ездил Тьери Лоре, специалист по работе с покупателями. Он записывал в блокнот замечания, а потом подытожил: "Возможно, ты слишком энергично дергаешь рулем. Если рулить аккуратно, вот так, - Тьери берется за руль двумя пальчиками, словно держит грязное белье, - и не делать резких движений, то проблем не будет".

Нет, Тьери, так рулить нельзя даже во Франции с ее гладкими дорожками, безупречной разметкой и в окружении законопослушных водителей. А у нас (да и в Турции) - тем более! Кирпич на дороге, просевший в асфальт канализационный люк, "летучие голландцы" без габаритных огней… Нужно быть готовым ко всему!

Такой же Symbol на базовых 14-дюймовых шинах EcoContact EP 175/65 R14 оказался покладистее. Эти шины с более высоким профилем охотнее "подламываются" и раньше начинают скользить - и вот уже Symbol похож сам на себя.

Проехался я и на дизельной машинке. Полуторалитровый 85-сильный турбодизель от "третьего" Clio - вещь! Тянет с самого "низа", работает тише бензинового мотора, а расход топлива - "детский". Управляется дизельный Symbol - как бензиновый на 14-дюймовых колесах: не идеально, но хотя бы не опасно.

Symbol с автоматической коробкой не впечатлил. "Автомат" старый, четырехступенчатый. Настройка электронных "мозгов" толку не дала: коробка и раньше не была образцом для подражания, а теперь стала демонстрировать свою адаптивность в самые неподходящие моменты.

"Знаю-знаю, - успокаивает Тьери. - Настройки "автомата" мы пересмотрим. А еще переделаем центральную консоль с мелкими и неудобными кнопками".

Renault Symbol. Фото Влада Клепача с сайта autoreview.ru.

Но если специалисты по "удовлетворению покупателей" знают о многих проблемах Символа, то почему выпустили на рынок "сырую" машину? Потому что Карлос Гон, шеф альянса Renault-Nissan, - известный враг издержек. На омоложение Символа выделили всего 100 миллионов евро, причем значительная часть и без того скромной суммы ушла на модернизацию завода в Турции (в частности, на переоснастку кузовного производства). Что смогли - сделали, а остальное - в ходе последующего рестайлинга.

Если прежде за базовый Symbol просили 338 тысяч рублей, то теперь - 371 тысячу, что дороже Логана в самой богатой комплектации. Правда, базовая комплектация Authentique стала богаче: есть регулировка рулевой колонки по высоте и передние электростеклоподъемники. А Symbol в исполнении Expression теперь может похвастать кондиционером, двумя подушками безопасности и АБС. Такой стоит уже 421 тысячу рублей - на 21 тысячу дороже, чем ранее. А "топовый" Symbol 1.4 Privilege с боковыми подушками безопасности, легкосплавными колесами, климат-контролем и подогревом передних сидений стоит 454 тысячи рублей - столько же просят за самый доступный Megane с мотором объемом 1,4 л.

Ежегодно планируется продавать около 100 тысяч машин: заводы Oyak-Renault в Турции и Santa Isabel в Аргентине (там по-прежнему будут выпускать Symbol) должны работать в том же темпе, что и прежде. И, как и раньше, Россия останется одним из ключевых рынков: в следующем году здесь собираются реализовать 15 тысяч машин.

Маркетологи уверены: нынешнего рестайлинга достаточно, чтобы уйти от "модельной каннибализации", - если более дешевый Logan отбирал часть клиентов у прежнего Символа, то теперь машины развели по разным углам одной рыночной ниши. А в будущем… Не исключено, что следующий, действительно новый Symbol станет чуть крупнее. Скорее всего, он будет построен на платформе уже "третьего" Clio.

|Паспортные данные||| |Параметры|Автомобиль|| |Renault Symbol|| |Модификация|1.4 16V|1.5 dCi| |Тип кузова|седан|седан| |Число мест|5 |5| |Объем багажника, л|504|504| |Снаряженная масса, кг|1036 (1060)*|1060| |Полная масса, кг|1500 (1525)|1505| |Двигатель|бензиновый, с распределенным впрыском |дизельный, с турбонаддувом| |Расположение|спереди, поперечно|спереди, поперечно| |Число и расположение цилиндров|4, в ряд|4, в ряд| |Рабочий объем, см³|1390|1461| |Число клапанов|16|8| |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин|98/72/6000|85/62/3750| |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин|127/3750|200/1750| |Соответствие экологическим нормам|Евро-3|Евро-4| |Коробка передач|механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая)|механическая, 5-ступенчатая| |Привод|передний|передний| |Передняя подвеска|независимая, пружинная, McPherson|независимая, пружинная, McPherson| |Задняя подвеска|полузависимая, пружинная|полузависимая, пружинная| |Передние тормоза|дисковые, вентилируемые|дисковые, вентилируемые| |Задние тормоза|барабанные|барабанные| |Шины|175/65 R14|175/65 R14| |Максимальная скорость, км/ч|185 (180)|177| |Время разгона 0 - 100 км/ч, с|11,5 (13,9)|12,3| |Расход топлива, л/100 км| || |городской цикл|9,9 (10)|5,0| |загородный цикл|5,4 (5,8)|3,9| |смешанный цикл|7,0 (7,3)|4,3| |Выбросы CO₂, г/км|165 (174)|116| |Емкость топливного бака, л|50|50| |Топливо|бензин АИ-92 - 95|дизельное| |* Данные в скобках для версий с автоматической коробкой передач|||

Scriptio: Максим Кадаков, Влад Клепач.