Лучшие горячие хэтчбеки в истории
Российские автолюбители совсем недавно узнали, что хэтчбеки бывают “горячими”. Однако в Европе, на родине этих автомобилей, заговорили о быстрых и компактных машинах еще в 1960-х. За это время было выпущено огромное количество заряженных хэтчбеков, однако до наших дней доживают единицы подобных машин. Их удел скорость и нещадная эксплуатация – расходный материал в мире скоростных машин. Однако отдельные музейные экспонаты и славная история хранят эти автомобили во времени. Сейчас уже характеристики тех машин не особо впечатляют, но каждый автомобиль для своего времени был просто “ракетой”.
Fiat Abarth 595/695
Сделать из малыша Fiat 500 карманную ракету задумал сам Карло Абарт. В 1963 году автомобильные технологии были далеки от сегодняшних стандартов, поэтому обычный “500-й” имел всего 18 лошадиных сил. По сравнению с ним 28-сильная версия 595 казалась настоящим горячим хэтчем. Что уж говорить о вышедшей чуть позже модификации 695, двигатель которой развивал уже 32 легких итальянских скакуна. А еще была версия 695 SS. Ее прыть даже не ограничивалась заводскими для нее 38 лошадиными силами: “фиатик” частенько дорабатывали в гаражах.
Выпуск горячих Fiat 500 прекратили в 1971 году. Однако купить Fiat 500 Abarth нового поколения можно и сегодня. Правда, это уже совершенно другой автомобиль.
Fiat Strada 130TC Abarth
В 1980-х годах ведущие производители повсеместно переходили на использование инжекторов. Однако в заряженной версии Fiat Strada 130TC Abarth решили оставить традиционный карбюратор. На производительность это не повлияло: четырехцилиндровый атмосферный двигатель имел мощность 128 лошадиных сил. Вкупе с передним приводом и полностью независимой подвеской это позволяло хэтчбеку разгоняться с 0 до 100 км/ч за каких-то 7,9 секунды. Для 1984 года это был отличный результат. Однако восторженные отклики автомобильных журналистов не повлияли на продажи: автомобиль расходился довольно вяло. В итоге Fiat Strada 130TC Abarth так и остался эксклюзивом.
Ford Escort RS Cosworth
Этот автомобиль в представлении не нуждается. Совместно с легендарной компанией Cosworth инженерам европейского отделения Ford Motor Company в начале 90-х годов удалось сделать по-настоящему удивительный спорткар. Спринт до 100 км/ч занимал каких-то 6,3 секунды, а максимальная скорость достигала 220 км/ч. Сегодня эти цифры до сих пор внушают уважение, а на тот момент хэтчбеку Ford Escort RS Cosworth не было равных. Существенный вклад в успех делал полный привод, в котором большая часть крутящего момента уходила на колеса задней оси.
Знаменитый двигатель Cosworth YBT развивал 227 лошадиных сил. Этого более чем достаточно для небольшого хэтчбека массой 1275 кг. Escort RS Cosworth стал иконой. Всего было продано более 7 тысяч экземпляров этого легендарного автомобиля.
Ford Focus RS
После успеха заряженной версии Escort аббревиатура RS была на долгое время забыта. О ней вспомнили лишь в 2002 году, когда свет увидел хэтчбек Ford Focus RS. Основную работу над этим автомобилем проделали специалисты Ford TeamRS. Focus RS находился на конвейере всего год, тираж был ограничен 4500 автомобилями, причем 2147 куплены в Великобритании. Вот что значит любовь к горячим хэтчбекам.
Теперь немного технических данных. От стандартного автомобиля Focus RS перенял менее 30% деталей и механизмов. Под капотом находился четырехцилиндровый бензиновый двигатель с турбиной, которая доводила максимальную мощность до 220 лошадиных сил. Чтобы 310 Нм постоянно не срывали ведущую переднюю ось в занос, инженеры Ford TeamRS установили межколесный дифференциал повышенного трения. Трансмиссия – пятиступенчатая “механика” MTX-75. В результате всех доработок время разгона до 100 км/ч снизилось до 6,5 секунд. Масса заряженного хэтчбека составляла 1278 кг. Во многом это был замечательный автомобиль, но до славы Escort RS Cosworth ему было далеко.
Lancia Delta HF Turbo
История раллийных гонок и спортивные автомобили Lancia Delta просто неразделимы. Однако были и более простые и доступные версии хэтчбеков. Например, Delta HF Turbo. Эта модификация имела передний привод, независимую подвеску и бензиновый двигатель с турбокомпрессором мощностью 140 лошадиных сил. В итоге – разгон 0-100 км/ч за 8,5 секунд и максимальная скорость 202 км/ч.
Создание Delta HF Turbo было продиктовано желанием руководства Lancia вступить в клуб производителей горячих хэтчбеков. На самом деле автомобиль не был в лидерах продаж в этой нише, однако доставлял не меньшее удовольствие от вождения.
Mini Cooper S
Во многом истории Mini Cooper и Fiat 500 пересекаются. В 1960-х англичане начинают выпуск крошечной Mini Cooper с более мощным двигателем. Такая версия получила добавочную литеру S. За короткий период времени под капотом Cooper S успели побывать три двигателя. Их мощность могла доходить до 76 лошадиных сил, но это уже скорее экземпляры для спортивных соревнований. Впрочем, многого автомобилю и не требовалось, ведь его вес не превышал 640 кг. Двигатели были довольно просты: четыре цилиндра, карбюратор, никаких турбокомпрессоров. Привод – передний.
Современные судьбы Mini Cooper и Fiat 500 вновь похожи одна на другую. Обе модели являются компактными хэтчбеками, выполненными в неоклассическом стиле. И, разумеется, сохранены названия заряженных версий.
Peugeot 205 GTi
Некоторые автомобилисты считают Peugeot 205 GTi лучшим горячим хэтчбеком всех времен. И вполне оправданно. За годы производства французы не раз меняли двигатель 205 GTi, однако двумя самыми популярными модификациями стали 1,6-литровый мотор мощностью 115 лошадиных сил и 130-сильный 1,9. В первом варианте Peugeot 205 GTi уже был достаточно проворен: 8,7 секунды до 100 км/ч. Однако истинные любители скорости предпочитали более мощную версию, ведь она ускорялась до первой “сотни” за каких-то 7,8 секунды.
Renault 5 GT Turbo
Первая версия Renault 5 GT Turbo появилась в 1985 году. Хэтчбек весил 850 кг, а мощность двигателя составляла 115 лошадиных сил. Французские инженеры неплохо постарались: разгон с места до 100 км/ч укладывался в 7,1 секунды. Однако некоторые технические просчеты заставили производителя уже через два года немного обновить модель.
Турбонагнетатель снабдили водяным охлаждением, что позволило значительно продлить срок его службы. В целом характеристики 5 GT Turbo изменились незначительно. Вплоть до окончания выпуска в 1991 году модель пользовалась устойчивым спросом. Фан-клубы Renault 5 GT Turbo существуют и по сей день.
Renault Clio Williams
В 1993 году была выпущена специальная серия хэтчбеков Renault Clio Williams. Названы они в честь команды “Формулы-1”, которая использовала двигатели Renault.
На самом деле между Williams и горячим хэтчбеком нет никакой связи. В качестве двигателя используется доработанный 1,8-литровый бензиновый агрегат, объем которого увеличен до двух литров. Большую часть работы проделали специалисты Renault Sport – спортивного отделения французской компании.
При мощности 150 лошадиных сил небольшой хэтчбек набирал 100 км/ч за 7,8 секунды. Однако не только это льстило покупателям. Производитель обещал выпустить всего 500 экземпляров, но своих слов не сдержал. Уже совсем скоро свет увидели Williams 2 и Williams 3, которые практически не отличались технически. Все это было лишь попыткой продать дополнительное количество автомобилей.
Volkswagen Golf GTI
Безусловно, самым популярным и известным горячим хэтчбеком является Volkswagen Golf GTI. Первое поколение было представлено в 1976-м, через два года после начала продаж оригинального автомобиля. Характеристики вполне заурядны для сегодняшнего дня, однако великолепны для 70-х: рядная атмосферная “четверка” объемом 1,6 литра, которую немецкие инженеры довели до мощности 110 лошадиных сил, независимая подвеска сзади, стойки McPherson спереди. Вес хэтчбека – 830 кг. Volkswagen Golf GTI мог разгоняться до 100 км/ч за 8,7 секунды и дарить бесконечное море драйва.
Успех Volkswagen Golf GTI непоколебим. Сегодня выпускается уже шестое поколение немецкого хэтчбека, которое не обходится без заряженной версии GTI.
Почти за полвека горячие хэтчбеки не поменяли своей сути. Это по-прежнему достаточно недорогие автомобили, главной целью которых является доставление водителю удовольствия от вождения. Все остальное – вторично.
Scriptio: Александр Шаронов.