quto.ru
Опубликовано 17 августа 2011, 15:15

Налог автовладельца посчитают датчики в машине

В Голландии тестируют принципиально новую схему оплаты поездок на личном транспорте. Она может изменить не только систему налогообложения автовладельцев, но и их поведение. За голландским экспериментом внимательно наблюдают в других странах.

Налог автомобилиста в рамках эксперимента в Эйндховене складывался из количества километров, которые он проехал, мощности и экологического класса двигателя, времени поездки и т.д. Все эти показатели фиксировала аппаратура.

Тестовые автомобили в голландском Эйндховене были оснащены специальными датчиками с беспроводным интернет-подключением и GPS, которые выводили на дисплее сумму за каждую поездку. Размер оплаты складывался из количества пройденных автомобилем километров; в формуле также учитывалась экономичность двигателя, время суток и маршрут движения (на более оживленных улицах проезд стоит дороже, чем на свободных участках), пишет The New York Times.

Таким образом, на плечи автомобилистов перекладывали издержки, которые несет общество в результате использования личного транспорта (загрязнение окружающей среды, выбросы парниковых газов, пробки и износ дорожной инфраструктуры).

В конце месяца автовладелец получал счет с детализацией времени и стоимости использования машины. Из-за того, что технологию отрабатывают в тестовом режиме, деньги с участников эксперимента пока не взыскивали.

И хотя правительства в перегруженных транспортом городах Европы, Азии и США готовы испытывать такие системы, потенциальные ограничения вызывают резкое неприятие у избирателей и политиков. Многие высказывают опасения, что автомобильные счетчики, фиксирующие маршрут поездок и их частоту, по сути представляют собой вмешательство в частную жизнь и введение нового налога.

В Нидерландах - стране, известной своим внимательным отношением к технологиям в сфере охраны окружающей среды, - планировалось внедрить такую систему в следующем году. Но когда к власти пришел новый кабинет, планы были отложены: одним из предвыборных обещаний победившей в итоге партии было то, что новых налогов не будет.

Сторонники автомобильных счетчиков говорят: такая система более справедлива, чем существующие налоги на покупку машины и регистрационные сборы, поскольку в данном случае все зависит от активности использования автомобиля, а не от самого факта его наличия в собственности. Если такая схема будет внедрена, она сможет заменить налоги на транспортные средства и акцизы на бензин, а также сборы на платных дорогах. Оплата пропорционально пробегу также актуальна ввиду сокращения топливных акцизов, в то время как автомобилисты пересаживаются на экономичные машины с гибридными или электрическими двигателями, отмечает The New York Times.

В Нидерландах, в соответствии с рассматривавшейся инициативой, ставки должны были варьироваться от 4,5 до 45 центов за милю. По оценкам властей, 60-70% водителей в итоге платили бы меньше, чем при существующей налоговой системе.

Что не менее важно, такие счетчики приносят эффект отрицательной обратной связи, который, по словам психологов, меняет поведение. «Сначала вы постоянно смотрите на показания и думаете о расходах, и очень скоро это начинает влиять на ваши действия», — признает участник эксперимента, который, по ставкам, предлагаемым голландским правительством, за поездку до аэропорта в час пик должен был бы заплатить немногим более 5 долларов.

В сентябре небольшая тестовая программа с участием 50 водителей должен стартовать в Бельгии, сообщает The New York Times. Как сообщил в интервью The New York Times один из представителей Европейского агентства по охране окружающей среды, Германия и Дания хотели посмотреть на результаты эксперимента в Нидерландах — к их разочарованию программа была отложена. В Германии уже внедрили систему платы для грузового транспорта на базе GPS, то же планируется во Франции, это менее рискованное с политической точки зрения решение, чем облагать владельцев личного транспорта.

В США планы о введении помильной платы за эксплуатацию автомобиля рассматривались в штатах Орегон, Техас и Миннесота, но везде встретили сопротивление. В Орегоне предложение о новом транспортном «налоге» так и не было вынесено на голосование, несмотря на то, что политическое обоснование было предельно логичным: на начальном этапе рассматривалось введение тарифа для электромобилей, владельцы которых не платят топливных налогов. Таким образом, можно было бы не только компенсировать потери бюджета, но также и протестировать систему, которую в итоге можно было бы распространить на все виды транспорта.

Автомобильные новости