Насколько велик риск погибнуть в ДТП в зависимости от возраста машины

Возраст автомобиля напрямую влияет на шанс погибнуть в аварии, говорится в исследовании. Такое совпадение не слишком удивляет, но интересно другое — назван конкретный процент риска, который берет на себя водитель машины определенного возраста. Вместе с тем, эксперты предупреждают: неважно, сколько лет машине, если водитель не пристегнут, то его не спасут даже современные системы безопасности.

Новый анализ статистики ДТП от Национальной администрации дорожной безопасности США (NHTSA) утверждает, что год выпуска автомобиля напрямую связан с шансом погибнуть при аварии в нем. Эксперты ведомства рассмотрели данные об авариях с период с 2005 по 2011 год и назвали конкретные шансы смертельного исхода в зависимости от года выпуска машины.

По данным NHTSA, водители автомобилей старше 18 лет погибают в авариях чаще всех — шанс смертельного исхода в их случае оказывается на 71% выше, чем если бы они предпочли машину не старше трех лет.

Если машине от четырех до семи лет, то шанс умереть в аварии по сравнению с владельцем той же трехлетней машины возрастает на 10%. Остальные рассмотренные в NHTSA возрастные диапазоны автомобиля также противопоставлены трехлетним машинам — автомобили возрастом от восьми до 11 лет на 19% более опасны, от 12 до 14 лет опаснее на 32%, от 15 до 17 лет — на 50%.

Похожая ситуация наблюдается и в сравнении других возрастных диапазонов машин. Автомобиль 2003–2007 годов выпуска имеет на 20% больше шансов не уберечь водителя от гибели в аварии по сравнению с пятилетней машиной 2008–2012 модельных годов. Если сравнивать пятилетние машины с машинами конца (1998–2002) или середины (1993–1997) девяностых, то шанс погибнуть в аварии оказывается для этих двух категорий на 32 и 41% выше соответственно. Для транспорта родом из второй половины восьмидесятых (1985–1992) вероятность похоронить вместе с собой водителя составляет целых 76% по сравнению с пятилетней машиной.

Еще одним важным фактором смертности названо использование ремней безопасности, но здесь обнаруживается важная деталь — системы безопасности даже новых машин оказываются бессильны, если водитель не был пристегнут.

Машины новее одного года убивали своих непристегнутых водителей в аварии в 72% ДТП. В случае с теми водителями машин-одногодок, кто все же решил воспользоваться ремнем безопасности, смертность оказалась куда ниже — 28%. В то же время среди старых машин (от трех до 19 лет от роду) показатель смертности в ДТП среди непристегнутых водителей колебался незначительно — 76–78%.

В ходе своей работы эксперты из NHTSA анализировали 118 тысяч фатальных случаев в ДТП и 134 тысяч ситуаций, когда водитель выжил в аварии. В качестве периода для рассмотрения были взяты именно 2005–2012 годы, поскольку именно в этот временной отрезок произошли заметные изменения в области автомобильной безопасности — возросло количество и качество подушек безопасности, появились системы слежения за полосой, а комплексы АБС и системы стабилизации стали по-настоящему массовыми.

Похожую точку зрения подтверждает еще один опубликованный NHTSA отчет о возросшей эффективности автомобильных систем безопасности. Согласно информации из документа, шанс попасть в аварию на каждые 160 тысяч километров пробега снизился с 30% в 2000 году до 25% в 2008 году. В эти же временные периоды шанс уйти невредимым из ДТП поднялся с 79 до 82%.

Часть успеха в области спасения жизней водителей в NHTSA приписывают властям — в работе рассмотрены 19 требований безопасности к новым автомобилям, которые появились с 1960 по 2002 год. По подсчетам NHTSA, благодаря этим стандартам были спасены жизни 328,5 тысяч человек.

Ранее вопрос опасности старых автомобилей наглядно рассмотрели в Страховом институте дорожной безопасности (IIHS) США. Эксперты организации выполнили лобовое столкновение седана Chevrolet Malibu 2009 года с классическим американцем, Chevrolet Bel-Air 1959 года.

Вопреки распространенному мнению, рамная конструкция и толщина металла едва ли способна защитить водител— в опубликованном IIHS ролике наглядно видно, что классический Chevrolet перенес удар куда хуже молодого собрата — удар по машине добрался до пассажирского отсека и нанес катастрофические повреждения, тогда как Malibu 2009 года хоть и получила тяжелейший урон, но салон машины оказался почти нетронутым. Впрочем, в Bel-Air 1959 года не было не то что подушки безопасности — в седане нет даже подголовника и ремней безопасности.

Стоит отметить, что в 2013 году в США был достигнут новый рекорд возраста автопарка — в среднем машинам на дорогах США исполнилось 11,4 года. Как ни странно, в России средний возраст автомобилей оказался выше совсем ненамного — этот показатель составил 11,9 года. Большее опасение вызывает детализация вопроса: иномаркам в России в среднем около девяти лет, тогда как отечественным автомобилям в среднем уже 14,9 года. У отдельных марок, например «Лады» и «Москвича», средний возраст варьируется и достигает 13,9 и 25,4 года соответственно.

Scriptio: Сергей Гусаров.