quto.ru
Опубликовано 14 сентября 2021, 19:17
5 мин.

Олимпийцы опять продают призовые машины. Зачем?

В этом нет ничего плохого
Едва-едва закончилась Олимпиада в Токио, как в продажу на вторичном рынке стали поступать новенькие BMW, подаренные призёрам Игр. Этот факт, по традиции, не оставил равнодушными ни патриотически настроенных граждан, ни коллекционеров, готовых выкладывать кругленькую сумму за именную технику с небанальной историей. Мы решили вспомнить, кто из отечественных спортсменов оскандалился на дарёных авто, и разобраться, действительно ли отказ от памятного подарка – неслыханное злодеяние.

Первый пошёл!

Информация о продаже одного из «олимпийских» BMW X3, полученного кем-то из отечественных спортсменов в награду за призовое место на Олимпийских играх в Токио, появилась на сайте Авто.ру накануне. В новостной заметке сообщалось, что на момент её опубликования машина уже была продана. Стоимость эксклюзивного кроссовера составила 5,1 млн рублей.

Сервис по продаже автомобилей тактично уточнил, что не располагает сведениями о том, кто именно продал памятную машину, заметив лишь, что этот экземпляр получил какой-то серебряный призёр. Читателей сей факт немало взбудоражил. Кто-то посчитал избавление от роскошного презента кощунством, иные посетовали на то, что спортсменам дарят забугорную технику, а не «скрепные» Lada или Aurus. Словом, новость практически не оставила равнодушных.

Что подарили олимпийцам в 2021 году

Автомобили в России XXI века по-прежнему считаются не обычными вещами, а атрибутами роскоши, доступными далеко не каждому. Тем более, если речь идёт о настоящем немецком премиуме вроде Mercedes-Benz или BMW. Большинству россиян заработать на такое авто абсолютно нереально, и так, похоже, будет всегда. Словом, настоящий, высококачественный автомобиль выглядит поистине царским подарком, хотя по факту таковым едва ли является. Речь, напомним, идёт о простой машине.

Олимпийцы опять продают призовые машины. Зачем?

© BMW

На этот раз российским призёрам и победителям Олимпийских игр, коих набралось 46 и 31 соответственно, презентовали новенькие BMW X3 с разным уровнем оснащения и BMW X5 (в зависимости от результатов). Церемония награждения прошла в Кремле в субботу, 11 сентября, под патронажем главы Совета безопасности Российской Федерации Дмитрия Медведева. Как оказалось, некоторые получатели наград начали избавляться от машин немедленно. Напомним, олимпийцам подарили 71 авто – дефицита на вторичке на баварскую технику теперь точно не предвидится.

Откуда пошла странная традиция

Традиция дарить автомобили олимпийцам в России появилась далеко не вчера, она возникла в далёком 2006 году, после зимних Игр в Турине. С самого момента её появления машины стали предметом раздора. Подарки в нашей стране – почти святое: отказываться от них или передаривать – дурной тон. Однако, по неподтверждённым данным, примерно треть или даже половина спортсменов расстаётся с машинами почти сразу. Большинство предпочитает это не афишировать по понятным причинам.

Автомобили победителям и призёрам Олимпийских игр дарятся от имени специального «Фонда поддержки олимпийцев». Это некоммерческая организация, спонсируемая, в том числе, физическими лицами. В число учредителей входят, в частности, многочисленные российские олигархи и видные лица: Потанин, Абрамович, Алекперов, Дерипаска, Вексельберг, Лисин, Гурьев, Коган и другие. Заинтересованы в участии в благотворительности и крупные автопроизводители, для которых олимпийские подарки – великолепный пиар мирового масштаба. Указывать, как именно призёры могут распоряжаться подаренной техникой, фонд в соответствии с законом о благотворительности не имеет права. Получатели вправе самостоятельно решать, как поступить с дорогостоящими презентами.

Олимпийцы опять продают призовые машины. Зачем?

© Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Кто продал «олимпийские» машины

В 2014 году фигуристка Екатерина Боброва распорядилась своим подарком в виде Меrcedes GL весьма элегантно: спортсменка продала премиальный автомобиль на аукционе. Вырученные средства частично были пущены на благотворительность – их перечислили в фонд Константина Хабенского, оказывающий помощь детям с тяжёлыми заболеваниями головного мозга. После Игр‐2018, проходивших в Пхёнчхане, ставшая второй в паре с Дмитрием Соловьёвым фигуристка точно так же рассталась в новеньким BMW и помогла нуждающимся.

Чемпион сочинской Олимпиады 2014 года Алексей Волков продал свой Меrcedes GL и купил вместо него в Германии не менее роскошное, но уже подержанное авто – Porshe Panamera в зеркальном цвете. Бобслеист Алексей Негодайло, выигравший в Сочи в составе экипажа Александра Зубкова, также продал свой автомобиль.

Чуть раньше, в 2013 году, пловчиха Юлия Ефимова выставила на продажу свой Аudi A6, подаренный за третье место в Олимпиаде 2012 года. Спортсменка на тот момент переехала жить в США и перевозить машину из России туда никакого смысла не нашла. Куда проще и дешевле продать автомобиль и купить на месте новый.

Обладательница золотой медали Игр-2018 в женском одиночном фигурном катании Алина Загитова, получившая BMW X5, отдала его родителям. На тот момент спортсменка ещё не могла самостоятельно водить машину в силу возраста.

В 2016 году, после летних Олимпийских игр в Рио, одна из чемпионок, имя которой не называется, продала новенький BMW X6 спустя несколько часов после получения презента. Сумма сделки превысила рыночную стоимость машины практически вдвое (свыше 7 млн рублей). Учитывая, что это памятное авто, цена машины вызывать вопросов не должна.

В 2011 году оскандалился двукратный олимпийский чемпион по боксу Алексей Тищенко. Спортсмен выставил на продажу BMW X5, полученный в награду за золото Игр 2008 года в Пекине. На машине красовалась аэрография с моментом боя и олимпийскими кольцами. Хозяин авто признался, что нуждается в средствах для постройки дома и участия в избирательной кампании в Законодательное собрание Омской области.

Стоит ли винить спортсменов?

Это лишь малая часть историй с подаренными олимпийцам авто. Но даже она позволяет сделать правильные выводы.

Автомобиль – всего лишь вещь, срок службы которой в исключительных случаях переваливает за пару десятков лет, и относиться к машине нужно исключительно как к вещи. Кому-то из спортсменов автомобиль в принципе не нужен по ряду причин, кто-то предпочитает совершенно другую марку и модель – это абсолютно нормально. Наконец, нет ничего плохого в том, чтобы конвертировать заслуженное потом и кровью движимое имущество в имущество недвижимое или потратить вырученные средства на благотворительность.

Автомобильные новости