Примем ли мы 3D?

Фото TS / fotobank.ru

Технология 3D в кино существовала еще в фашистской Германии: нацисты по заказу Геббельса сняли две 30-минутные ленты - мюзикл и фильм о приключениях старлеток. Были и другие эксперименты - в том числе и в СССР. Технология как-то не прижилась и была предана забвению - вплоть до тех пор, пока на экраны мирового проката не вышел «Аватар» Джеймса Кэмерона. Лента мэтра произвела эффект атомной бомбы, став самой кассовой в истории мирового кинематографа и задав моду на 3D на всей планете.

Паникеры, правда, боятся, что вспышка, произведенная Кэмероном, может оказаться не более чем разовым успехом. В 2010 году количество американцев, посетивших 3D-кинотеатры упало на 10%. Сборы от этого вида досуга за год упали с $10,6 млрд до $10,3 млрд. Зрители теряют интерес к объемному изображению. Если в 2009 году 80% доходов, собранных «Аватаром», пришли именно от проката 3D-версии, то у других лент этот показатель был намного скромнее - у «Шрека навсегда» - 60%, у «Как приручить дракона» - 57%. Трехмерные «Пираты Карибского моря» и вовсе провалились - их показатель равен 38%. В крупных российских городах ситуация похожая, только с задержкой на 2-3 года.

Но то с кинотеатрами, а что будет с домашним или, что еще интереснее, мобильным просмотром?

Фото TS / fotobank.ru

Производители электроники выпускают все более новые 3D-телевизоры один за другим, некоторые даже пытаются выпустить модели, не нуждающиеся в специальных очках. По тому же пути идут и разработчики телефонов. Даже Nintendo зачем-то добавила 3D-функциональность своей портативной консоли. На всякий случай, наверно.

Интерес к новой технологии понятен: В США, например, 3D-телевизоры дороже своих «плоских» собратьев на 9-14%, в менее развитых в технологическом отношении государствах разница еще значительнее. Последние несколько лет рынок телевизоров чувствовал себя довольно неважно, и ему нужно было новое дыхание. И вот у производителей появилась надежда. Даже споры появились: кто станет законодателем мод на новом рынке - Samsung, LG или Sony? Последняя, кстати, не просто тупо развивает технологию, но и удобряет ее контентом.

Равно так и нашлось применение дискам Blu-ray, интерес к которым был бы совсем ничтожным, если бы не 3D. А так - 3,5 млн проданных дисков за год. Тоже ерунда, если учесть, что в Америке примерно в 100 раз большее количество населения, но хоть что-то.

Фото TS / fotobank.ru

Но нужно ли это все потребителям? В 2011 году на мировой рынок будет поставлено 23,4 млн 3D-телевизоров, прогнозируют в компании IHS iSuppli. Это на 463% выше уровня продаж этих устройств в 2010 году. Более того, аналитикам кажется, что и в 2012 году рынок будет прирастать трехзначными цифрами: тогда, мол, продажи вырастут еще на 132% - до 54,2 млн телевизоров. К 2014 году объем поставок преодолеет отметку в 100 млн штук, а в 2015 году достигнет 159,2 млн устройств. Доминировать тут должны ЖК-модели: на них придется 83% всех поставок 3D-телевизоров. В прошлом году их доля на общем телевизионном рынке мира была ниже 2%, но аналитики уверены, что к 2012 году она вырастет до 22%, а к 2015 году - и вовсе до 52%.

В общем, интерес к технологии есть. Проблема кинотеатров в том, что они взвинтили цены на 3D-сеансы. Смотреть же трехмерное кино и телевидение дома не так накладно. Отсюда и оптимистичные прогнозы. В общем, хоронить 3D еще рано. Кэмерон, кстати, уже работает над второй частью свой саги о странных синих человечках. Рынок просто обязан повторно взорваться.

Текст: Илья Колмаков.