Опубликовано 10 сентября 2016, 08:00

Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР

В июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу. Однако первая техника у стражей правопорядка появилась лишь спустя несколько пятилеток.

Ещё в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу. Однако вплоть до двадцатых годов автомобили на службу для управления движением не привлекались. На оживлённых улицах и перекрёстках уже в советской России вышли стражи порядка — ещё без жезлов, но уже со свистками. До укомплектования их автомобилями оставалось ещё несколько пятилеток.

Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР

Рост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привёл к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения «охвата» территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных «самокатчиками».

ОРУД + ГАИ = безопасность

В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения — ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными «аппаратно-административными» функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.

Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР

Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта — ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, «эмка» — ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и «демобилизованные» ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.

Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР

Автомобильные новости