Продан первый конфискованный за пьяную езду автомобиль
В Белоруссии с аукциона начали продавать конфискованные у пьяных водителей автомобили. Согласно принятым в ноябре поправкам, если водитель в течение года дважды попадается за пьяное вождение, то у него помимо лишения прав конфискуют и сам автомобиль. Новая норма применяется и к иностранцам, в том числе к гражданам РФ, прецеденты уже есть. При этом суды, как правило, конфискуют машину, даже если за рулем находится не ее собственник.
Ужесточение законодательства в отношении пьяных водителей в Белоруссии началось еще несколько лет назад, когда в Уголовный кодекс была добавлена новая статья, предусматривающая ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. Согласно ей, даже если водитель не совершал ДТП, но при этом дважды попался пьяным за рулем в течение года, он может получить до двух лет лишения свободы.
Когда стало понятно, что принятая мера не дает желаемого эффекта и белорусы продолжают садиться за руль пьяными, местные власти приняли еще более жесткое решение — конфисковывать автомобили и продавать их с аукциона.
На этой неделе в Минске через аукцион был продан первый такой автомобиль — Fiat Stilo 2002 года выпуска. В ноябре прошлого года суд конфисковал автомобиль у 28-летнего мужчины, который дважды в течение года попался пьяным за рулем.
«Изначальная заявленная цена автомобиля составила около 3 тысяч долларов, — рассказал «Газете.Ru» минский автожурналист Андрей Журов. — Довольно низкая цена объяснялась техническими проблемами Fiat Stilo: он не заводился из-за проблем с чип-ключом, кузов кое-где проржавел. Но в результате торгов цена на автомобиль поднялась на 63%. В конечном итоге весь процесс от изъятия автомобиля до продажи будет занимать 2–2,5 месяца».
Примечательно, что водитель, управлявший Fiat Stilo, не был его владельцем. В суде отметили, что машина была зарегистрирована на другое лицо. Судя по всему, случаев, когда ответственность придется нести ничего не подозревающей третьей стороне, будет достаточно много.
«Например, у строительной фирмы конфисковали погрузчик, потому что их рабочий попался пьяным за рулем. Фирма еще даже не успела полностью расплатиться за тяжелую технику, поскольку приобрела ее в лизинг», — рассказал недавний случай Журов.
Один из самых резонансных эпизодов конфискации произошел на этой неделе. Суд принял решение изъять автомобиль BMW 5-Series 2008 года выпуска, принадлежащий женщине-инвалиду с болезнью суставов, после того как ее сын второй раз был задержан за вождение в нетрезвом виде.
Что нужно знать, чтобы алкотестер показал 0 %.
По мнению Журова, утверждать, что ужесточение мер ответственности кардинально улучшило ситуацию на дорогах, пока нельзя.
«Пьяные аварии происходят регулярно. Появилась тенденция, что у выпивших водителей теперь еще меньше желания останавливаться по требованию сотрудников ГАИ.
Читайте рекомендации специалиста, как грамотно себя вести с остановившими вас сотрудниками ГИБДД.
Были случаи, когда нарушители пытались скрыться от преследования на высокой скорости, происходили ДТП», — отметил эксперт. По его мнению, решить проблему пьянства за рулем может только ограничение продажи алкоголя. Пока пиво и крепкие напитки в Белоруссии можно купить даже на заправке.
По мнению Журова, сотрудники ГАИ в Белоруссии ответственно подходят к поставленной задаче. «С местными сотрудниками ГАИ «договориться» достаточно сложно, особенно если водитель пьян. О том, чтобы водители откупались, я не слышал», — сказал он.
Процедура конфискации автомобиля по-белорусски происходит следующим образом. Если у сотрудника ГАИ возникает подозрение, что водитель пьян, автомобиль доставляется на штрафстоянку на эвакуаторе либо под управлением самого милиционера. Тем временем ведется выяснение личности отстраненного от управления водителя и происходит медосвидетельствование. В случае если выясняется, что водитель действительно пьян и уже второй раз попался в таком состоянии за рулем в течение года, в отношении его возбуждается уголовное дело, после чего материалы передаются в суд.
Что делать, если машину увез эвакуатор или только собирается это сделать.
Как только суд выносит решение о том, что автомобиль нужно изъять, машину передают в аукционный дом. Там производится оценка госкомиссии с привлечением экспертов. При этом оценка происходит максимально объективно, поскольку задача комиссии — не подготовить автомобиль к продаже, а назвать его реальную стоимость. При определении цены учитываются техническое состояние, дефекты кузова — все детали вплоть до количества бензина в баке. На эту процедуру уходит около двух недель.
В итоге получившаяся цена оказывается весьма привлекательной для потенциальных покупателей. Она объявляется на сайте аукционного дома. Там можно посмотреть информацию о машинах и их фотографии. Также информация публикуется в муниципальных газетах и на сайтах районных судов. При желании можно приехать в оценочный дом и самому осмотреть автомобиль.
Как рассказала «Газете.Ru» руководитель пресс-службы Госавтоинспекции Минска Татьяна Харлинская, новая поправка в законодательство была внесена, поскольку проблема пьянства за рулем в Белоруссии очень актуальна.
«В среднем в Минске в день задерживают 10–15 нетрезвых водителей. С того момента, как заработали новые поправки, у нас появилось 63 кандидата на конфискацию. В ближайшее время будут назначены суды.
Все нарушители — белорусы, — отметила Харлинская. — Если сравнивать проблему с соседними странами, то ситуация, конечно, не критическая, но случаев довольно много. В Белоруссии очень строго следят за дорожной безопасностью, для нас это очень важно. Мы часто проводим рейды и специальные операции, когда перекрывается движение и всю колонну проверяют на наличие алкоголя».
По ее мнению, эффект от внедрения новой меры пока оценить сложно, хотя уже в первые дни результаты были впечатляющими.
«В первые сутки работы новой меры наказания мы зафиксировали только два случая пьяного вождения. Водители испугались наказания — тут и серьезный штраф, и конфискация. Но спустя пару недель водители расслабились, и количество нарушителей вернулось к прежним показателям. Сейчас мы вновь наблюдаем тенденцию к снижению количества любителей выпить за рулем», — отметила Харлинская.
Scriptio: Алина Распопова.