10 апреля 2021, 11:00
3 мин.

Проезд не на зеленый свет: когда это разрешено?

Мы с завидной регулярностью наблюдаем, как одни водители начинают замедляться перед светофором на мигающий зеленый, получая в спину нервные гудки, а другие отважно пролетают перекрестки на едва загоревшийся красный сигнал светофора. Кто прав, а кто нарушает?
gettyimages

Неподчинение запрещающему сигналу – опасное деяние, способное привести к тяжелым авариям. Оно карается согласно 1 части статьи КоАП 12.12 и для впервые нарушивших имеет довольно незначительные финансовые последствия: «Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей». Для рецидивистов предусмотрена 3 часть той же статьи. Здесь все гораздо строже: «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев». Если проступок попал в поле зрения камер фото- и видеофиксации, то водитель отделается только денежным штрафом.

Проезд не на зеленый свет: когда это разрешено?

Тем не менее, с проездом на почти красный сигнал светофора есть исключения. О них, как показал опрос знакомых нам автомобилистов, знают далеко не все.

Один из главных и животрепещущих нюансов раскрывает пункт 6.1 Правил дорожного движения: «Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений».

Проезд не на зеленый свет: когда это разрешено?

Разумеется, подобные ситуации могут быть сопряжены с большим риском аварии на ровном месте, поскольку при проезде автомобилисты ускоряются и нередко проезжают не на желтый, а на вполне себе красный сигнал светофора. Тем временем пешеходы торопятся пересечь проезжую часть, не посмотрев по сторонам, а транспортные средства с перпендикулярных направлений уже начинают движение. Пункт 13.8 ПДД обязывает их вас пропустить: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Другой частный случай описан в пункте 13.7 Правил: «Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16) водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора». Не очень хорошая ситуация, если впереди маячит затор.

Проезд не на зеленый свет: когда это разрешено?

Кстати, задавались ли вы вопросом, какой маневр может классифицироваться как проезд на красный свет, а какой нет?

«Если водитель проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора, ему грозит штраф 1000 рублей. А за пересечение стоп линии при запрещающем сигнал — 800 рублей. При этом, нужно понимать, что составы нарушения здесь разные. Стоп-линия располагается непосредственно перед перекрестком и водитель не проезжает его (перекресток). Если же водитель выехал непосредственно на перекресток и пересек при этом стоп-линию на запрещающий сигнал, его накажут на 1000 рублей, так как это проезд на запрещающий», – объясняет юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.

Новости партнеров

Новости партнеров