За год в России появилось более 100 новых моделей
На Москву надвигается циклон «Каутано»
Наказание за подделку справок для водительских прав
Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 10 марта 2009, 14:34

Птичку жалко

Леонид Голованов поездил по Исландии на закамуфлированных прототипах новой Мазды 3 - и привез страшную весть: "Мы теряем ее! Где былая спортивность?" А совсем недавно я встретился с рассекреченной "трешкой" и убедился: спортивность она и впрямь подрастеряла. Но обнадежил Йошиюки Маэда, топ-менеджер проекта. Только опять придется ждать.
Над обликом новой «трешки» работали американские, европейские и японские дизайнеры Мазды. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Леонид Голованов поездил по Исландии на закамуфлированных прототипах новой Мазды 3 - и привез страшную весть: "Мы теряем ее! Где былая спортивность?" А совсем недавно я встретился с рассекреченной "трешкой" и убедился: спортивность она и впрямь подрастеряла. Но обнадежил Йошиюки Маэда, топ-менеджер проекта.

Только опять придется ждать.

Презентация шла не по-маздовски серьезно: ни тебе сказок о единении всадника с лошадью, ни Кизуны... Пресловутый zoom-zoom и тот стал "экологически рациональным" - с 2007 года он постепенно превратился в sustainable zoom-zoom. Неужели и жизнерадостная Mazda подхватила беспощадный Toyota-вирус - и мы скоро перестанем играть в машинки?

Mazda 3 - это действительно серьезно: самая успешная модель фирмы, обеспечивающая более трети продаж! За пять лет производства выпустили свыше двух миллионов "трешек", большая часть из которых досталась американцам. В Европе продали около 460 тысяч автомобилей, причем с прошлого года тон задает Россия: из 70 тысяч "общеевропейских" хэтчбеков-седанов 30 тысяч отправились к нам. В России "трешка" даже популярнее, чем в Японии, где за прошлый год куплено 23 тысячи близняшек Mazda Axela.

Что дальше?

Над обликом новой «трешки» работали американские, европейские и японские дизайнеры Мазды. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Над обликом новой «трешки» работали американские, европейские и японские дизайнеры Мазды. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Над новой "трешкой" работали японская, европейская и американская дизайн-студии и, по словам шеф-дизайнера проекта Кунихико Курису, все они внесли лепту. Огромную пасть переднего воздухозаборника якобы предложили американцы, рельефные боковины с выпуклыми передними арками - европейцы, а прищуренные глаза-фары, естественно, японцы. За экстерьер в целом отвечал Акира Таматани, ранее работавший над обликом Мазды 2. Та вышла живой и самобытной. А эта?

Инструментарий «трешки» по-прежнему на дне колодцев и манит в ночи красно-сиреневым свечением, но стрелки в нулевом положении отклонились от вертикали, а шрифт, наоборот, выпрямился. Стало почти как у всех. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Инструментарий «трешки» по-прежнему на дне колодцев и манит в ночи красно-сиреневым свечением, но стрелки в нулевом положении отклонились от вертикали, а шрифт, наоборот, выпрямился. Стало почти как у всех. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Седан полностью оправдывает свое российское прозвище "матрешка": он словно вылупился из более крупной "шестерки". Хорош и хэтчбек: остренькие грани, стильный пятиугольник заднего стекла. Но смотришь "в три четверти" спереди - и вспоминаешь Peugeot 308, а узкие и длинные задние фары напоминают хэтчбек Mitsubishi Lancer. "Маздовитости" стало меньше! Да еще эти форточки в задних дверях…

Интерьер стал более витиеватым и козырьком передней панели напоминает хондовский Civic. Верхушка панели, за исключением перемычки между приборами и центральной консолью, — из мягкого пластика. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Интерьер стал более витиеватым и козырьком передней панели напоминает хондовский Civic. Верхушка панели, за исключением перемычки между приборами и центральной консолью, — из мягкого пластика. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

- Форточки понадобились по двум причинам: они обеспечивают лучшую обзорность и полное опускание стекол, - объясняет Курису-сан. - Но будь моя воля, я бы их убрал.

Под козырьком — два разновеликих дисплея с отличающимися графикой и цветовым оформлением. На тот, что побольше, может выводиться карта системы навигации... Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Под козырьком — два разновеликих дисплея с отличающимися графикой и цветовым оформлением. На тот, что побольше, может выводиться карта системы навигации... Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

..., управление которой осуществляется только с руля. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

..., управление которой осуществляется только с руля. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Внутри Mazda 3 изменилась еще сильнее - "антресолью" передней панели она напоминает хондовский Civic, выпяченной "аудиошайбой" на центральной консоли - Legend. А от спортивного духа предшественницы осталась лишь красно-сиреневая подсветка приборов, которые лишились и наклонного шрифта, и вертикально "спящих" стрелок. Прощай, cuore sportivo, дух Alfa Romeo! Инструментарий теперь строгий и правильный - и напоминает скорее немецкие хэтчбеки Audi A3 или Volkswagen Golf. Именно их японцы и выбрали для новой "трешки" в качестве "референсных".

Классные кресла — с удлиненной спинкой и подушкой с увеличенными валиками боковой поддержки. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Классные кресла — с удлиненной спинкой и подушкой с увеличенными валиками боковой поддержки. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Сзади, как и раньше, — уют для двоих. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Сзади, как и раньше, — уют для двоих. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Новый пятиступенчатый «автомат» обещает экономить в среднем по 0,5 л/100 км в сравнении со старым четырехступенчатым, но в задержках при переключениях растворяется весь потенциал двухлитрового мотора. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Новый пятиступенчатый «автомат» обещает экономить в среднем по 0,5 л/100 км в сравнении со старым четырехступенчатым, но в задержках при переключениях растворяется весь потенциал двухлитрового мотора. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

«Механика» — по-прежнему точная. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

«Механика» — по-прежнему точная. Фото Павла Карина с сайта autoreview.ru

Собран интерьер четко и плотно, верхушка передней панели теперь из мягкого пластика, но настроение обыденное. Я уже не слежу за стрелкой тахометра, я борюсь с мыслями о грядущей эпохе одинаковых автомобилей. Зато с эргономикой полный порядок: новые кресла обнимают даже за плечи, лучше поддерживают бедра, а рычаг коробки передач стал выше и ближе к водителю. Но разве мы хоть раз жаловались на неудобные переключения?

Кузов — прежний, но с чуть более широким применением высокопрочных сталей, дополнительными усилителями на полу и потолке в зоне средних стоек, «закольцованным» проемом двери багажника и вдвое большим количеством точек сварки дверных проемов. Масса кузова снизилась на 11 кг, а жесткость на кручение выросла примерно на семь процентов. Кроме того, объем боковых занавесок безопасности увеличился на 40 процентов, а пиропатроны для их более равномерного раскрытия находятся не у головы заднего пассажира, как раньше, а над средней стойкой. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Кузов — прежний, но с чуть более широким применением высокопрочных сталей, дополнительными усилителями на полу и потолке в зоне средних стоек, «закольцованным» проемом двери багажника и вдвое большим количеством точек сварки дверных проемов. Масса кузова снизилась на 11 кг, а жесткость на кручение выросла примерно на семь процентов. Кроме того, объем боковых занавесок безопасности увеличился на 40 процентов, а пиропатроны для их более равномерного раскрытия находятся не у головы заднего пассажира, как раньше, а над средней стойкой. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Жестче, тише и проще - вот характерные отличия новой Мазды 3 от предшественницы.

Жестче - это про кузов: несмотря на новое оперение, его архитектура осталась прежней, но дополнительные точки сварки и усилители увеличили жесткость на кручение на семь процентов. Более широкое применение высокопрочных сталей облегчило кузов на 11 кг, а всего "трешка", следуя фирменной стратегии "похудания", сбросила 15 кг лишнего веса. Но жестче и легче - не обязательно значит спортивнее.

Сначала я прокатился на самом простом седане с бензиновым мотором 1.6 (105 л.с.) и "механикой". Ровный набор скорости, четкие включения передач - и немаздовская тишина в салоне. Отфильтрованный от высоких и низких частот звук мотора слышен только на разгонах, подвеска "молчит" даже на гравии, не трясет и отменно скругляет средние выбоины. От прежней "трешки" тут только шорох шин и перестук песочка в колесных арках.

Во время доводки прототипы накатали в общей сложности 800 тысяч километров по дорогам 11 стран мира, включая Америку, Германию, Швецию и Японию, и еще почти полмиллиона километров — по заводскому полигону Миоши. Несмотря на то что в итоге новая Mazda 3 стала комфортнее и плавнее, главным «ездовым» экспертом был все тот же Акира Тамура, что доводил и предыдущую «трешку». Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Во время доводки прототипы накатали в общей сложности 800 тысяч километров по дорогам 11 стран мира, включая Америку, Германию, Швецию и Японию, и еще почти полмиллиона километров — по заводскому полигону Миоши. Несмотря на то что в итоге новая Mazda 3 стала комфортнее и плавнее, главным «ездовым» экспертом был все тот же Акира Тамура, что доводил и предыдущую «трешку». Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Ездовые повадки тоже преобразились. Поворот, еще поворот… До определенного момента Mazda 3 едет плоскопараллельно, без кренов - ради чего, собственно, японцы и ужесточали кузов и шасси. Но стоит дернуть рулем порезче, как "трешка" уходит в сторону, сначала наклонив мордашку, а через мгновение вильнув хвостом. А раньше любой маневр был единым порывом.

Еще в Исландии маздовцы признались Голованову, что основной упор при доводке был сделан на борьбу с шумами и вибрациями, а реакции автомобиля смягчены в угоду немецким покупателям, которые излишне напрягались на автобанах.

Вот они, характерные отличия новой «трешки»! Изображение с сайта autoreview.ru

Вот они, характерные отличия новой «трешки»! Изображение с сайта autoreview.ru

Передний подрамник — с увеличенным поперечным сечением, дополнительной точкой крепления рулевого механизма (по центру) и разнесенными на 52 мм опорами стабилизатора. Кстати, амортизаторы для всех «трешек» поставляются не с чешского завода Tenneco, как нам говорили в Исландии, а с польского. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Передний подрамник — с увеличенным поперечным сечением, дополнительной точкой крепления рулевого механизма (по центру) и разнесенными на 52 мм опорами стабилизатора. Кстати, амортизаторы для всех «трешек» поставляются не с чешского завода Tenneco, как нам говорили в Исландии, а с польского. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Угловая жесткость задней подвески увеличена за счет большей толщины металла в задней части подрамника, приваренного к нему усилителя и разнесенных опор стабилизатора (на 18 мм). Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Угловая жесткость задней подвески увеличена за счет большей толщины металла в задней части подрамника, приваренного к нему усилителя и разнесенных опор стабилизатора (на 18 мм). Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

- Помню, помню вашего коллегу: такой волосатый? - Катсуми Накамура, менеджер по настройке шасси, растопыренными пальцами гладит себя по голове. - Он тогда жаловался на слишком "легкий" руль, но теперь мы увеличили усилие!

Возможно, баранка действительно стала "тяжелее" по сравнению с первыми прототипами. Но с прежней машиной все равно не сравнить: при довороте на дуге усилие на руле практически не меняется. "Так проще и комфортнее", - уверяют создатели.

Пересаживаюсь в двухлитровую "трешку" с автоматической коробкой передач. Слегка модернизированный мотор с перенесенным вперед корпусом воздушного фильтра хорош, но пятиступенчатый "автомат" - не очень: на разгоне мешают задержки, при переключениях чувствуются легкие толчки. Но главное - управляется эта "трешка" так же, как и 1600-кубовая. Если раньше график роста усилия на руле можно было представить в виде крыльев птички с маздовской эмблемы, то теперь эту птичку словно переехала маркетинговая колесница Джаггернаута!

На аэродинамические испытания ушло 34 дня, или 304 часа рабочего времени: коэффициент аэродинамического сопротивления седана остался прежним (Сх=0,28), а у хэтчбека снизился с 0,32 до 0,3. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

На аэродинамические испытания ушло 34 дня, или 304 часа рабочего времени: коэффициент аэродинамического сопротивления седана остался прежним (Сх=0,28), а у хэтчбека снизился с 0,32 до 0,3. Изображение Mazda с сайта autoreview.ru

Объем багажника почти не изменился: 340—1360 л у хэтчбека (на фото) и 430 л — у седана. Фото Mazda с сайта autoreview.ru

Объем багажника почти не изменился: 340—1360 л у хэтчбека (на фото) и 430 л — у седана. Фото Mazda с сайта autoreview.ru

Выходит, все-таки Toyota-вирус? Кстати, по системе подготовки "ездовых" экспертов Mazda и Toyota практически не отличаются: соискателю корпоративных прав высшей категории нужно промчать несколько кругов по гоночной трассе с разницей не более 0,03 секунды. Разве что в тойотовской программе таких кругов три, а в маздовской - пять.

Топ-менеджер проекта Mazda 3 Йошиюки Маэда: «Если вам мало спортивности, ждите двухлитровой машины с «механикой», она поедет лучше прежней!». Фото Mazda с сайта autoreview.ru

Топ-менеджер проекта Mazda 3 Йошиюки Маэда: «Если вам мало спортивности, ждите двухлитровой машины с «механикой», она поедет лучше прежней!». Фото Mazda с сайта autoreview.ru

- Нет, мы никогда не станем Тойотой! - отрезал топ-менеджер проекта Йошиюки Маэда. - Да, шасси двухлитровых машин с "автоматом" мы специально настроили, как у более простых версий с мотором 1.6, - ведь эта трансмиссия не предполагает гонок. Но если тебе мало спортивности, то подожди двухлитровой машины с "механикой": мы ее сейчас как раз доводим. Там будут по-иному настроены и электрогидроусилитель руля, и пружины с амортизаторами. Она поедет еще лучше прежней!

Обязательно подождем. Новая "трешка" появится у нас в сентябре, причем сразу в четырех версиях: с моторами 1.6 и 2.0, "механикой" и "автоматом" на выбор. Правда, на 1600-кубовой версии автоматическая трансмиссия останется старой, четырехступенчатой. Зато моторы, отвечающие нормам Euro 3, будут "дышать" свободнее европейских "европятых". Вдобавок в Европе вскоре после старта продаж Mazda 3 обзаведется и двухлитровым двигателем с непосредственным впрыском.

Mazda 3. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Mazda 3. Фото Павла Карина и Mazda с сайта autoreview.ru

Ну а "старая" Mazda 3 - шумноватая, жестковатая, с острым и живым характером - снята с производства еще в декабре прошлого года. Но у дилеров машины еще есть. Намек ясен?

Текст: Павел Карин.

[]