quto.ru
Опубликовано 15 июля 2010, 11:44

Развод ГИБДД – практика: «договор» с радаром

Постепенно все экипажи ГИБДД оборудуют радарами с видеофиксацией нарушения скоростного режима. Сейчас, наверное, и не найдешь патрульной машины с простым радаром. Во всяком случае, в больших городах.
Фрагмент фото с сайта kolesa.ru

Постепенно все экипажи ГИБДД оборудуют радарами с видеофиксацией нарушения скоростного режима. Сейчас, наверное, и не найдешь патрульной машины с простым радаром. Во всяком случае, в больших городах.

С одной стороны, это на руку водителям – сложнее фальсифицировать нарушение, выдав чью-то скорость за вашу. Но на самом деле некоторые сотрудники ГИБДД уже давно «договорились» и с новым типом радаров и продолжают морочить голову автомобилистам. Ведь мы не знаем, как работают эти приборы (известен только принцип работы, который не изменился), никто не рассказывает нам о заложенных в них функциях и нескольких режимах работы.

Когда инспектор ГИБДД требует остановиться, а водитель при этом едет с большой, близкой к максимально разрешенной скорости, то первое подозрение, которое возникает у водителя – «а не превысил ли я скоростной режим?», после чего бросается беглый взгляд на спидометр. Поэтому при разводе нам порой сложно поверить в то, что показывает радар. Но инспектор показывает вам фото с вашим автомобилем, номера видны, время совпадает, причин не верить нет. И вот вы уже склонны не верить себе или своему спидометру. Но не торопитесь сдаваться!

Для того чтобы камера радара начала врать, достаточно ее « расфокусировать» - настроить по-особому. Это не опасно, так как вернуть все в норму можно легко и быстро. При этом получается, что фотокамера «смотрит» на один автомобиль, а радар – на другой.
Инспектору не нужно никаких отверток и прочих инструментов. Оказывается, радары с видеофиксацией могут работать в трех режимах: фиксация скорости автомобилей, едущих навстречу, едущих попутно и режим, когда «ловятся» вообще все двигающиеся автомобили. Так вот, инспектор выбирает режим, когда радаром фиксируются все автомобили, а фотокамера настраивается так, что может «смотреть» только на одно авто. Поэтому выдать скорость догоняющего вас автомобиля за вашу легче простого. Так что постарайтесь, по возможности, следить, чтобы сзади не оказалось «Шумахера» и пропускайте таких торопыг.

Кроме того, у современных радаров с видеофиксацией есть еще два режима: «ловля» со стоящего патрульного автомобиля и находящегося в движении. Режимы эти, как ни странно, выбираются не автоматически (при старте/остановке автомобиля), а вручную, на усмотрение инспектора. Если патрульный автомобиль двигается, то при фиксации в динамическом режиме его скорость вычитается из полученных данных. В случае работы прибора в стационарном режиме, как вы уже догадались, такого не происходит, и, скажем, идущей навстречу патрульный автомобиль зафиксирует Вашу скорость как сумму скоростей двух авто.

Как защититься

Все данные о настройке радара должны указываться на полученном фото. Поэтому обязательно поинтересуйтесь значением цифр и сокращений по периметру фотографии, а самое главное – требуйте выдать вам на руки фото со всеми этими данными (пригодится в суде). Если настройки радара с видеофиксацией не соответствовали обстоятельствам, то сделанный им снимок не может являться доказательством вашей вины.

Бывает, что инспекторы настолько заиграются, что забывают о всех приличиях и вменяют вам такое превышение скорости, которого быть просто не может. Например, по паспорту ваш автомобиль так быстро даже под горку разогнаться не способен.

Кроме того, приведу цитату из Приказа МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297: «14.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке».

То есть можно спросить у инспектора инструкцию по применению, где обязательно будет сказано, что в стационарном режиме радара фиксировать скорость участников движения с едущего автомобиля нельзя. А то, как он использовался, должно быть указано на самом фото, которое является (или не является) доказательством вашей вины.

Как же инспектор может отговориться от неправильной настройки радара?

Только тем, что не прошел соответствующего обучения. Но это тоже нарушение, так как в том же Приказе МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 в пункте 14.7 сказано: «Запрещается во время несения службы использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью». То есть использовать радар может только инспектор обученный и сдавший специальный зачет на допуск.

Итак, внимательно изучите данные настройки радара, скорость и время фиксации, прежде чем подписывать составленный инспектором протокол.

Scriptio: Александр Хлынов, независимый автожурналист.

Автомобильные новости