Российские дороги скатились вниз по международному рейтингу

Здесь очень сложно сказать даже ехидное «Приехали!», поскольку вообще непонятно, как ухитрились доехать. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг., составленному экспертами Всемирного экономического форума, по качеству автотрасс Россия заняла 136-е место из 144, потеряв за последние три года 11 позиций.

Такая горькая пилюля вряд ли прибавила настроения участникам Всероссийской научно-практической конференции «Росавтодор: итоги 2012 г., задачи и перспективы 2013-2014 гг.». Хотя, по большому счету, обвинять в этом только дорожников — большое лукавство. И если с начала 2000х годов наши дороги финансировались по остаточному принципу, сейчас мы и наблюдаем их остаточное количество. Хотя именно в последние 2-3 года ситуация начинает меняться в лучшую сторону и объем сданных новых и отремонтированных трасс постепенно увеличивается.

Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что в 2012 году на строительство федеральных автодорог из федерального бюджета и других источников было выделено 655 млрд руб. — в полтора раза больше, чем в 2011-м. А принятые поправки в Гражданский кодекс, направленные на повышение активов дорожных фондов за счет акцизов на моторное топливо и масла, дают надежду, что объем финансирования с каждым годом будет увеличиваться. «До 2020 года нам предстоит удвоить объемы ввода новых дорог федерального значения, — сказал Максим Соколов, — средства на это заложены в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ до 2020 г.».

В прошлом году, по словам начальника Росавтодора Романа Старовойта, протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась до 42,5% при задании 41,3% (только автомобилисты этого прогресса почему-то не заметили). Сдано в эксплуатацию 266 км новых дорог. Но это меньше 1% от общей длины федеральных трасс.

Зато готово множество интересных объектов: это мост через пролив Босфор восточный во Владивостоке, участок дороги «Уссури», обеспечивающий доставку пассажиров и грузов в приморский аэропорт Кневичи. Кипела работа и на 12 олимпийских объектах в районе Сочи. В их числе завершены две сложные транспортные развязки на разных уровнях: «Адлерское кольцо» и «Стадион». Сданы обходы городов Вельск и Кяхта, участки подъездов к Оренбургу и Саранску и т.д. На территории Московской области реконструирован путепровод на Малом кольце между Горьковским и Егорьевским шоссе.

Что касается дорог регионального значения, то их сдано в эксплуатацию 1379 км, в том числе 760 км — за счет субсидий из государственного бюджета.

Планы на нынешний год впечатляющи. Дорожникам предстоит завершить строительство участков автодорог в районе Сочи (почти 17 км) с искусственными сооружениями, еще трех транспортных развязок, сдать разные участки на магистралях «Урал», «Кавказ», «Волга», «Лена», «Колыма», «Сортавала», «Транскам». На последней предстоит закончить тоннель длиной почти 4 км. Всего в 2013 году планируется ввести в строй 334 км новых и реконструированных трасс — в однополосном исчислении это будет более 1,5 тыс. км. А до 2015 года суммарный показатель составит 1289 км (6,7 тыс. км в однополосном исчислении). Ремонту, в том числе капитальному, в 2013 году подвергнется 9000 км — в 1,6 раза больше, чем в 2012-м. В частности, объем только капремонта по планам превысит 3200 км, что больше, чем в 2011 и 2012 годах вместе взятых. Ассигнование ремонта и содержания в нынешнем году будет чуть ниже потребности (170, 4 млрд руб.). Но благодаря переходу на финансирование по утвержденным нормативам затрат уже в 2014-2015 годах ситуация изменится и деньги будут получены в полном объеме: 206,8 и 220,2 млрд соответственно.

«Я бы не стал обольщаться относительно дорожных фондов, — заметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, — одно время они уже действовали, но были прикрыты из-за нецелевого расходования средств. Это раз. А если вспомнить, в 1990-х годах в стране строилось 2-3 тысячи километров новых дорог, капитально ремонтировалось 6-7 тысяч. А мы строим сейчас около 300 и мечтаем удвоить этот показатель! С такими «грандиозными» планами мы до 2020 года не догоним показатели 20-летней давности».