Опубликовано 24 апреля 2013, 15:22

Российские дороги скатились вниз по международному рейтингу

Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг., составленному экспертами Всемирного экономического форума, по качеству автотрасс Россия заняла 136-е место из 144, потеряв за последние три года 11 позиций.
Российские дороги скатились вниз по международному рейтингу

Здесь очень сложно сказать даже ехидное «Приехали!», поскольку вообще непонятно, как ухитрились доехать. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг., составленному экспертами Всемирного экономического форума, по качеству автотрасс Россия заняла 136-е место из 144, потеряв за последние три года 11 позиций.

Такая горькая пилюля вряд ли прибавила настроения участникам Всероссийской научно-практической конференции «Росавтодор: итоги 2012 г., задачи и перспективы 2013-2014 гг.». Хотя, по большому счету, обвинять в этом только дорожников — большое лукавство. И если с начала 2000х годов наши дороги финансировались по остаточному принципу, сейчас мы и наблюдаем их остаточное количество. Хотя именно в последние 2-3 года ситуация начинает меняться в лучшую сторону и объем сданных новых и отремонтированных трасс постепенно увеличивается.

Министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что в 2012 году на строительство федеральных автодорог из федерального бюджета и других источников было выделено 655 млрд руб. — в полтора раза больше, чем в 2011-м. А принятые поправки в Гражданский кодекс, направленные на повышение активов дорожных фондов за счет акцизов на моторное топливо и масла, дают надежду, что объем финансирования с каждым годом будет увеличиваться. «До 2020 года нам предстоит удвоить объемы ввода новых дорог федерального значения, — сказал Максим Соколов, — средства на это заложены в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ до 2020 г.».

В прошлом году, по словам начальника Росавтодора Романа Старовойта, протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась до 42,5% при задании 41,3% (только автомобилисты этого прогресса почему-то не заметили). Сдано в эксплуатацию 266 км новых дорог. Но это меньше 1% от общей длины федеральных трасс.

Зато готово множество интересных объектов: это мост через пролив Босфор восточный во Владивостоке, участок дороги «Уссури», обеспечивающий доставку пассажиров и грузов в приморский аэропорт Кневичи. Кипела работа и на 12 олимпийских объектах в районе Сочи. В их числе завершены две сложные транспортные развязки на разных уровнях: «Адлерское кольцо» и «Стадион». Сданы обходы городов Вельск и Кяхта, участки подъездов к Оренбургу и Саранску и т.д. На территории Московской области реконструирован путепровод на Малом кольце между Горьковским и Егорьевским шоссе.

Что касается дорог регионального значения, то их сдано в эксплуатацию 1379 км, в том числе 760 км — за счет субсидий из государственного бюджета.

Планы на нынешний год впечатляющи. Дорожникам предстоит завершить строительство участков автодорог в районе Сочи (почти 17 км) с искусственными сооружениями, еще трех транспортных развязок, сдать разные участки на магистралях «Урал», «Кавказ», «Волга», «Лена», «Колыма», «Сортавала», «Транскам». На последней предстоит закончить тоннель длиной почти 4 км. Всего в 2013 году планируется ввести в строй 334 км новых и реконструированных трасс — в однополосном исчислении это будет более 1,5 тыс. км. А до 2015 года суммарный показатель составит 1289 км (6,7 тыс. км в однополосном исчислении). Ремонту, в том числе капитальному, в 2013 году подвергнется 9000 км — в 1,6 раза больше, чем в 2012-м. В частности, объем только капремонта по планам превысит 3200 км, что больше, чем в 2011 и 2012 годах вместе взятых. Ассигнование ремонта и содержания в нынешнем году будет чуть ниже потребности (170, 4 млрд руб.). Но благодаря переходу на финансирование по утвержденным нормативам затрат уже в 2014-2015 годах ситуация изменится и деньги будут получены в полном объеме: 206,8 и 220,2 млрд соответственно.

«Я бы не стал обольщаться относительно дорожных фондов, — заметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум, — одно время они уже действовали, но были прикрыты из-за нецелевого расходования средств. Это раз. А если вспомнить, в 1990-х годах в стране строилось 2-3 тысячи километров новых дорог, капитально ремонтировалось 6-7 тысяч. А мы строим сейчас около 300 и мечтаем удвоить этот показатель! С такими «грандиозными» планами мы до 2020 года не догоним показатели 20-летней давности».