quto.ru
Опубликовано 26 августа 2021, 22:56
7 мин.

Самое уникальное оружие в мире: в рейтинге есть и российская техника

Оно стоит дорого, но способно победить любого противника.
Уникальными образцами оружия обладает лишь несколько стран в мире, а бесспорным лидером здесь являются США. Но и России есть чем удивить «партнёров». Рассказываем про самые интересные образцы вооружения.
Depositphotos

После окончания Холодной войны во многих странах были резко сокращены военные расходы, но только не в США. Пентагон как продолжал заказывать новое оружие, так и продолжает. На сегодняшний день американская армия и флот имеют на вооружении уникальные образцы оружия, которых нет в других странах.

Самый дорогой военный самолет в мире

В настоящее время в Китае заканчивается разработка стратегического стелс-бомбардировщика Н-20, который станет только вторым – а может и третьим, – подобным самолетом в мире. А первый стелс-бомбардировщик появился в США ещё в восьмидесятые годы прошлого века и должен был стать средством прорыва советской ПВО. Речь идет о самом дорогом военном самолете за всю историю: дозвуковом бомбардировщике-невидимке B-2 Spirit.

B-2 Spirit

B-2 Spirit

© USAF / Wikipedia

Разработка этого самолета велась с конца семидесятых годов фирмой Northrop, в 1983 году бомбардировщик совершил первый полет, а через пять лет американские ВВС получили первые серийные машины. B-2 Spirit весит 170 тонн, построен по схеме «летающее крыло», благодаря стелс-технологиям имеет небольшую радиолокационную заметность, может пролететь 11 тысяч километров и берет на борт до 27 тонн груза. Из-за огромного объема научно-конструкторских работ и применения дорогостоящих материалов и электроники, цена каждого бомбардировщика составляет более двух миллиардов долларов. На цене также сказалось уменьшение первоначальной серии из 130 самолетов до 21 – фактически каждый B-2 Spirit является штучным изделием.

B-2 Spirit

B-2 Spirit

© USAF / Wikipedia

Из-за окончания Холодной войны надобность в этом бомбардировщике отпала, но и снимать его с вооружения было глупо, учитывая затраченные на его разработку колоссальные средства. Поэтому вместо прорыва советской ПВО, B-2 Spirit участвовал в войнах в Ираке, Ливии и Афганистане.

B-2 Spirit

B-2 Spirit

© USAF / Wikipedia

За годы эксплуатации был потерян всего один B-2 Spirit – в 2008 году бомбардировщик разбился при взлете на острове Гуам из-за технической неисправности. А начиная с 2012 года B-2 Spirit остаются «безработными», так как использовать эти машины попросту негде. Например, в той же Сирии, гораздо дешевле использовать обычные истребители-бомбардировщики или ударные беспилотники, чем гонять дорогостоящие «стратеги»-невидимки, час полета которых обходится американским налогоплательщикам в кругленькую сумму.

B-21 Raider (рендер)

B-21 Raider (рендер)

© Northrop Grumman

Казалось бы, получив такую дорогущую, но, в целом, бесполезную игрушку как B-2 Spirit, второй раз наступать на те же грабли Пентагон был не должен. Но нет – на смену B-2 разрабатывается новый стелс-бомбардировщик B-21 Raider, первый полет которого запланирован на следующий год. Если китайцы первыми не поднимут в воздух свой бомбардировщик Н-20, то B-21 Raider станет вторым в мире бомбардировщиком-невидимкой после В-2.

Истребитель вертикального взлета

Есть у американцев ещё один уникальный самолет – разработанный компанией Lockheed Martin первый в мире стелс-истребитель вертикального взлета и посадки F-35B Lightning II. В настоящее время этот самолет является единственным в мире истребителем-невидимкой, способным взлетать и садиться вертикально. F-35B позволяет значительно расширить возможности ВМФ любой страны, так как благодаря ему появляется возможность использовать в качестве авианосцев универсальные десантные корабли или вертолетоносцы.

F-35B Lightning II

F-35B Lightning II

© United States Navy / Wikipedia

F-35B состоит на вооружении не только Корпуса морской пехоты США, но и британского и итальянского ВМФ, также планируются его поставки в Японию. Интерес к самолету проявляла и Турция, недавно обзаведшаяся универсальным десантным кораблём Anadolu, который турки планировали использовать в качестве легкого авианосца. Но после охлаждения отношений между США и Турцией, поставки F-35В в эту страну были заморожены.

F-35B Lightning II

F-35B Lightning II

© Bidgee / Wikipedia

Несмотря на ряд интересных технических решений этот самолет не избежал критики, как и всё остальное семейство F-35 Lightning II. Его осуждали за цену в 105 млн долларов, за стоимость часа полета (более 40 тыс долларов), за небольшую скорость в 1930 км/ч, маленький радиус действия, чрезмерный износ двигателя и планера. Несмотря на относительно небольшой налёт, уже два F-35B были потеряны в результате технических проблем, которые, по мнению ряда экспертов, не устранены до сих пор. И хотя американские F-35B совершили первые боевые вылеты ещё в 2018 году в Афганистане, дело ограничилось лишь поражением наземных целей, не прикрытых ни системой ПВО, ни вражескими истребителями.

Уникальный конвертоплан

Не имеет аналогов и военно-транспортный конвертоплан Bell V-22 Osprey, разработка которого началась в восьмидесятые годы, а на вооружение армии США он начал поступать с 2007 года. Эта машина имеет поворотные роторы на концах крыла, что позволяет ей взлетать и садиться вертикально, а поднявшись в воздух она превращается в самолет, способный развивать максимальную скорость 565 км/ч. Конвертоплан способен перевозить груз массой до 5,5 тонны или 24 десантника, кроме того, к плюсам стоит отнести возможность перевоза груза на внешней подвеске. Грубо говоря, Bell V-22 Osprey – это военно-транспортный самолет, которому не нужна взлетно-посадочная полоса.

Bell V-22 Osprey

Bell V-22 Osprey

© Depositphotos

Но помимо плюсов, есть у машины и минусы. Самый главный – надежность. Несмотря на активное участие в военных операциях лишь один конвертоплан был потерян от огня противника, а почти два десятка стали жертвами технических неполадок. Кроме того, час полета конвертоплана обходится в 11 000 долларов (столько же, сколько час полета двухдвигательного истребителя F-18 Hornet). Неудивительно, что большинство союзников США, за исключением Японии, не стали покупать американские конвертопланы, сочтя их чересчур дорогим удовольствием.

Bell V-22 Osprey

Bell V-22 Osprey

© Depositphotos

В настоящее время проходит испытания опытный конвертоплан Bell V-280 Valor, который имеет все шансы стать новой «рабочей лошадкой» американской армии и Корпуса морской пехоты.

Заправка в воздухе

США всегда тратили колоссальные средства на развитие своего ВМФ, который со времен окончания Второй мировой войны является сильнейшим в мире. Именно в американском флоте вскоре появятся первые беспилотные и малозаметные самолеты-заправщики Boeing MQ-25T Stingray. Так как американские авианосные группы нередко действуют на значительном удалении от своих баз, не всегда получается заправлять самолеты авианосной группировки с помощью обычных самолетов-заправщиков. Решить проблему должен стелс-заправщик MQ-25T Stingray, который будет базироваться на авианосцах.

Boeing MQ-25T Stingray

Boeing MQ-25T Stingray

© Boeing

Несмотря на небольшие размеры, пятнадцатиметровый реактивный беспилотник способен доставлять 6,5 тонн топлива на удаление до 1000 километров от авианосца, что значительно увеличит радиус действия палубных самолетов. Разработка MQ-25T Stingray велась концерном Boeing c 2012 года, а в 2017 году он стал победителем конкурса ВМФ и в перспективе должен стать частью авиакрыла американских авианосцев. Первый полет стелс-заправщик совершил в 2019 году, а летом текущего года была совершена первая успешная дозаправка палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения Е-2D Advanced Hawkeye.

Boeing MQ-25T Stingray

Boeing MQ-25T Stingray

© Boeing

В перспективе MQ-25T Stingray должен пройти тест на «совместимость» с основным палубным истребителем ВМС США F-18 и идущим ему на смену F-35C. В последнем случае американский флот сможет гордиться тем, что единственным в мире будет обладать не только палубным стелс-истребителем нормального взлета и посадки, но и беспилотным палубным стелс-заправщиком.

Российский танк Т-14

Но не только США располагают уникальным оружием. До конца этого года в российскую армию поступит первая партия танков Т-14, созданных на базе гусеничной платформы «Армата». Это первый в мире танк третьего поколения, первый в мире танк с необитаемой башней и первый в мире танк разработанный для так называемой сетецентрической войны.

Т-14 "Армата"

Т-14 "Армата"

© Depositphotos

Т-14 весит 55 тонн, вооружается 125-миллиметровой пушкой повышенной мощности 2А82, способной поражать неприятеля не только снарядами, но и управляемыми ракетами. На танке применена новая динамическая защита, а также комплекс активной защиты «Афганит», превосходящий все существующие на сегодняшний день аналогичные комплексы. Если последние эффективны только против противотанковых ракет и выстрелов из гранатомета, то комплекс «Афганит» способен также бороться со снарядами, имеющими гораздо большую скорость чем ПТУР.

Т-14 "Армата"

Т-14 "Армата"

© Depositphotos

Помимо этого, защищенность танка обеспечивают радиолокационная малозаметность, специальное покрытие корпуса и башни, уменьшенное тепловое излучение и возможность ставить разнообразные помехи. Экипаж из трех человек находится в изолированной бронекапсуле, что повышает его выживаемость в случае повреждения танка в результате обстрела или подрыва на мине. Т-14 способен обнаруживать и отслеживать воздушные и наземные цели и передавать данные о них другим танкам, самоходным орудиям и зенитно-ракетным комплексам. Российский танк является своеобразным «мозгом» тактического звена, выполняя ряд функций, которые танкам раньше были не свойственны. Не исключено, что со временем Т-14 может получить беспилотную модификацию, что сделает его настоящим танком будущего.

Т-14 "Армата"

Т-14 "Армата"

© Vitaly V. Kuzmin / Wikipedia

Правда, такое обилие «умной» электроники и инновационных разработок сделало Т-14 весьма недешевым, вот почему первоначальные планы по оснащению российской армии 2300 этих машин пришлось сильно урезать. Вместе с тем один Т-14 способен заменить сразу несколько обычных танков, поэтому численные показатели не играют решающей роли. Да и концепция его применения сильно отличается от всего того, что было принято раньше. В данном случае важен сам факт того, что Россия смогла разработать и запустить в серию по-настоящему революционный танк, при создании которого не переосмысливали опыт прошедших войн и конфликтов, а разрабатывалась машина для реалий сегодняшнего и завтрашнего дня.

Автомобильные новости