Шины подорожают из-за «мусорной» реформы властей: шинники бьют тревогу

Цены на автомобильные шины в России уже в текущем году существенно вырастут. Подорожание случится не только и не столько из-за волатильности российской валюты. Не в последнюю очередь к этому приведут действия властей. Объясняем, почему.

Крупные шинные бренды, имеющие производства в России, обратились с открытым письмом в адрес правительства на имя премьер-министра М. В. Мишустина. Члены некоммерческой организации "ЭкоШинСоюз" далеко не в первый раз пытаются достучаться до властей и призывают правительство к вовлечению представителей шинной индустрии в обсуждение Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей (РОП). На такой шаг шинники вынуждены идти из-за весьма сомнительной концепции Минприроды, направленной на изменение процедуры обращения с отходами, в частности, с изношенными шинами.

По теме

"ЭкоШинСоюз", в который входят бренды Bridgestone, Continental, Hankook, Michelin, Nokian Tyres, Yokohama Rubber и Goodyear, обеспокоен инициативой Минприроды запретить шинникам самостоятельно реализовать концепцию РОП, увеличением норматива утилизации до 100% объёма произведённых и импортируемых шин и введением расширенного экологического сбора, которым будет распоряжаться фактический монополист - "Российский экологический оператор". Эти действия, по оценке исполнительного директора "ЭкоШинСоюза" Сергея Подойникова, приведут к увеличению стоимости шинной продукции на российском рынке на 4-7%, при этом никаких реальных положительных результатов не дадут.

В настоящее время в России вышедшие из эксплуатации шины утилизируются по принципу РОП, который был законодательно введён с января 2015 года. Согласно этой модели, производители и импортёры шин самостоятельно утилизируют свою продукцию. Делать это они могут тремя способами – создавать мощности по утилизации, искать существующих утилизаторов на рынке и заключать с ними договоры на утилизацию напрямую или через ассоциации производителей и импортёров, а также платить ставку экосбора государству (при нежелании идти по перечисленным выше путям).

По теме

Минприроды предлагает убрать второй способ исполнения ответственности и фактически лишить шинников выбора: создать собственные мощности для утилизации может лишь каждая из компаний, а не ассоциация производителей. Но и это ещё не всё: плату предлагается брать за весь объём выпущенных в обращение товаров для каждого производителя; импортёры будут вынуждены оплачивать сбор при ввозе продукции на территорию РФ.

По мнению шинников, 100-процентная утилизация невозможна в принципе и не имеет отношения к реальной утилизации – собрать весь объём выпущенной продукции и переработать её не удаётся ни в одной стране мира: в шинном сегменте в странах, где РОП работает уже 15-20 лет, уровень утилизации изношенных шин составляет максимум 80-90%. В России после трех лет работы РОП этот уровень достиг 30%. А значит, предлагаемый сбор – самый обычный фискальный механизм, направленный на пополнение бюджета или некоего госфонда. Никаких реальных целевых показателей утилизации Минприроды не предлагает. Заниматься сбором и утилизацией шин будет компания-монополист, перед которой не будут ставиться никакие конкретные цели или KPI.

По теме

В настоящее время шинные бренды и импортёры, работающие в России, могут планомерно наращивать объёмы утилизации год от года, предоставляя 100-процентную компенсацию расходов по утилизации компаниям, осуществляющим переработку. В результате продавливаемой властями реформы будут расторгнуты все договоры с 26 утилизирующими компаниями в 21 регионе РФ. Одновременно будут остановлены программы сбора шин и рост мощностей утилизирующих компаний. Фактически это разрушит выстроенную и работающую цепочку утилизации старых шин.

"За рубежом в принципе нет фискального механизма, - пояснил глава "ЭкоШинСоюза" Сергей Подойников, - там всё осуществляется частными компаниями, и процесс регулируется бизнес-моделями. В часто приводимом примере Германии в каждом сегменте отходов существует ряд частных компаний, которые осуществляют координацию процесса утилизации. На рынке утилизации упаковки действует 8-9 компаний, конкурирующих между собой, осуществляющих сбор, транспортирование и утилизацию упаковки. Одна из них – "Зелёная точка", крупнейшая, но не единственная на рынке. А в сегменте утилизации шин таких компаний в Германии – более 20. Нигде нет единого оператора, монополии, тем более государственной, которой все должны платить".

По теме

Минприроды, со своей стороны, уверено, что представители шинного бизнеса предоставляют "фиктивные" справки об утилизации и фактически водят власти за нос. Глава "ЭкоШинСоюза" Сергей Подойников с этим утверждением в корне не согласен. Ни одного судебного разбирательства по «фиктивным справкам» не велось и не ведется. По его словам, около 95% шинного рынка для утилизации прибегают к помощи ассоциации или заключают договоры с утилизаторами напрямую. За последние три года силами "ЭкоШинСоюза" в России утилизировано 155 тыс. тонн шин - это больше половины общего объема утилизированных шин в стране.

Отказ от рыночной модели на рынке утилизации шин неизбежно приведёт к росту цен. По самым скромным подсчётам, в 2020 году только по этой причине шины на российском рынке вырастут в цене на 4-7%. Как водится, расплачиваться за инициативу властей будут как сами участники бизнеса, так и простые водители, на плечи которым вновь придется расплачиваться за опрометчивые инициативы властей.