Советская мечта американцев: 8 фактов про суперавтобус ЗИЛ-118 «Юность»

Вспоминаем роскошный однообъемник, который чуть было не купил Генри Форд.
У комфортабельных вэнов типа Volkswagen Multivan, спецверсий Chevrolet Express/GMC Savana и Mercedes-Benz V-Class есть прадед и родом он из... Советского Союза! Автобус из эпохи рок-н-ролла представляет собой неординарную комбинацию футуристического кузова и компонентов представительского седана. Его разрабатывали отнюдь не из-за хорошей жизни и в какой-то степени вынужденно, но результат превзошел все ожидания. Более того, слава о нем дошла до американских берегов и взбудоражила тамошних автомобильных грандов.
ЗИЛ-118 «Юность»

Рожденный втайне

Автобус ЗИЛ-118 «Юность» появился на свет под давлением обстоятельств. В конце пятидесятых предприятие сократило выпуск представительских седанов ЗИЛ-111. Полноразмерных крейсеров ежегодно собирали дай бог полтора десятка. Ситуация грозила подразделению по выпуску особой техники потерей ценных кадров.

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность»

Заводчанин Николай Гринчар и инициативная группа предложили способ догрузить производство многоместным легковым автомобилем на агрегатах «сто одиннадцатого». Руководство ЗИЛ выслушало креативных коллег, но осталось не в восторге от их идеи. В свою очередь те решились на дерзкий шаг наперекор воле начальства. В начале 1960 года они втайне приступили к разработке машины. Инженерная романтика в чистом виде и весьма рискованный поступок, за который вполне светило увольнение с режимного предприятия. Впрочем, оно того стоило.

Анатомия лимузина

Автобус построен на агрегатах и компонентах шасси ЗИЛ-111. С представительского седана перекочевала передняя независимая подвеска и задний мост на рессорах. Силовая структура представляет собой интегрированные элементы рамы и передний подрамник для двигателя, коробки передач и подвески. Двигатель 6,0-литровый V-образный восьмицилиндровый модифицированный. Точнее говоря, на «Юности» применили упрощенную версию с пониженной степенью сжатия и мощностью в 150 л.с. Для сравнения, агрегат ЗИЛ-111 развивает две сотни «лошадей». В паре с «восьмеркой» работает двухступенчатая автоматическая гидромеханическая КП. Она, как и рулевой механизм с гидроусилителем, здорово облегчал работу водителя немаленького автомобиля.

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность»

Колесная база (3760 мм) не изменилась относительно «сто одиннадцатого», но длина выросла с 6140 мм до 6840 мм. Ширина кузова (2110 мм) на 70 мм превосходит таковую у седана. Разумеется, разница по высоте наиболее ощутимая — 1640 мм и 2067 мм соответственно.

Шедевр дизайна

Автомобиль вагонной компоновки с начинкой номенклатурного лимузина был, мягко говоря, нетривиальным явлением. Но без соответствующего дизайна технические особенности «Юность» давно растворилась бы во тьме времен, и мы вряд ли сейчас вспоминали ее с благоговейным трепетом.

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность»

Большая площадь остекления с задними панорамными стеклами, оконцами на крыше и деталировка а-ля «детройтское барокко» наделяли «Юность» легкостью и футуристичностью. Художники Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий сотворили чудо — доказали стране и миру, что в СССР могут выпускать только красивые лимузины для партийной верхушки. Особенно выигрышно автомобиль смотрелся на фоне обычных пассажирских автобусов, в которые по утрам и вечерам набивались советские граждане. В «Юность» же надлежало спокойно входить через боковую дверь по правому борту. Для водителя предусматривалась единственная дверь с левой стороны.

Роскошь шестидесятых

Непривычно высокий уровень комфорта — другая замечательная особенность ЗИЛ-118. Подвеска правительственного лимузина обеспечивала хорошую плавность хода. Слой полиуретана между наружными и внутренними панелями кузова обеспечивал термоизоляцию салона и отсекал внешние шумы. Пассажирам оставалось лишь наслаждаться видами из окна, наличием системы вентиляции и отопления, индивидуальным освещением, радиоприемником и даже здоровенным сдвижным люком в крыше размерностью 680 мм x 1830 мм.

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность»

Удобства делали «зилок» отличным вариантом в сфере туризма, обслуживания курортов и санаториев, для доставки участников разных мероприятий и в качестве маршруток. С некоторыми модификациями машина превращалась в большую карету «скорой помощи» или другой спецтранспорт. Перед «Юностью» открывались широкие горизонты. Оставалось лишь добраться до них.

Никита Сергеевич одобрил

Весной 1962-го автобус совершенно нового типа вышел на испытания, намотал десятки тысяч километров и в целом хорошо показал себя. Позже его продемонстрировали Никите Сергеевиче Хрущеву и другим членам правительственной верхушки. Остается лишь догадываться о волнении заводчан, но все закончилось лучше, чем кто-либо мог предположить. «Юность» оценили высоко и по достоинству. Это был триумф! Автомобиль представили Совету Министров как готовый для серийного производства и попросили о выделении средств для организации сборки. Скептикам пришлось замолчать и признать, сколь сильно они ошибались насчет подпольно разработанной машины.

Советская мечта американцев: 8 фактов про суперавтобус ЗИЛ-118 «Юность»

Ну а дальше произошло то, о чем больно вспоминать. Суперавтобус так и не стал серийным, хотя страна в целом и Москва в частности могли обеспечить спрос. Прибавьте сюда возможности экспорта и картина открывалась более чем радужная. Увы, возведение завода, где планировалось развернуть производство «Юности», а также седанов ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 все время откладывалось.

Победа во Франции и мечты Форда

Но не будем о грустном. Лучше вспомним яркие страницы биографии «Юности». Весной 1967-го автомобиль принял участие в XVIII Международной автобусной неделе во французской Ницце. Там же выставлялись такие советские разработки, как ЛАЗ-699А «Турист» и ПАЗ «Турист». Им противостояла продукция полсотни западных фирм. Можете себе представить уровень конкуренции! ЗИЛ не просто отстоял честь завода и государства. Он получил 12 наград, включая Гран При за совокупность ездовых свойств и комфорта, а также серебряную медаль Французской федерации кузовостроения!

В конце десятилетия об автомобиле прознали в Америке. Сам Генри Форд II, внук старика Генри прибыл в СССР, остался от «Юности» в полном восторге и кроме прочего обсуждал возможность покупки лицензии на выпуск. К сожалению, переговоры закончились ничем. Советская машина, получившая мировое признание и вмногочисленные награды, потеряла шанс пустить корни за океаном. Как говорится, ни нашим, ни вашим.

Рестайлинг и модификации

В 1971-м автомобиль обновился. Оформление передней части кузова сменилось на более строгое и угрюмое. Визуальная легкость и парадность уступили место геометричности и тяжеловесности в стиле ГАЗ-14 «Чайка». Модернизированный вариант получил обозначение 118К, а исполнение с высокой крышей — 32071.

ЗИЛ-118К

ЗИЛ-118К

Что касается специальных версий, то сохранились сведения о такси. Оно работало в Москве с 1963 по 1964 год. Была и «скорая помощь» ЗИЛ-118А.

ЗИЛ-118А

ЗИЛ-118А

Специальное оборудование и подъемная центральная часть крыши позволяли врачам оказывать помощь пациентам непосредственно в дороге, вплоть до проведения операций. Машины использовались сотрудниками КГБ и в качестве реанимобилей для обслуживания ЦК и Совета министров, а один «зилок» переделали под нужды Центрального телевидения.

Объемы производства

Тираж автомобиля мог исчисляться тысячами, но фактические объемы выпуска «Юность» были сопоставимы с таковыми у суперкаров. С 1961 по 1970-й произведено 20 машин, а в 1970–1994 годы — 86 экземпляров.