Страховая история водителя обретет прозрачность
Российский союз автостраховщиков завершил опытное тестирование Автоматизированной информационной системы коэффициентов бонус-малус (АИС КБМ) и начал получать от страховых компаний информацию о страховых случаях по ОСАГО, произошедших за 2011-2012 годы. Запустить в эксплуатацию АИС КБМ планируется в начале 2013 года.
Таким образом, при заключении договора ОСАГО с нового года страховые компании обязаны будут получать информацию из этой системы и определять стоимость полиса с учетом «страховой истории водителя».
Ассоциация по защите прав автострахователей неоднократно выступала с инициативой введения коэффициента бонус-малус.
«За десять лет действия программы ОСАГО многие недобросовестные автовладельцы выработали для себя схему ухода от повышающих коэффициентов при заключении нового договора ОСАГО, — объясняет лидер Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. — Те, кто неоднократно попадал в ДТП в период действия договора ОСАГО, при заключении договора на новый срок меняли страховую компанию, тем самым не позволяя страховщику применять повышающий коэффициент при расчете страховой премии». Такие махинации не только не способствуют повышению культуры вождения, но и увеличивают убыточность всего вида автострахования.
Кроме того, отсутствие АИС КБМ способствовало развитию мошенничества.
В совокупности все это приводит к излишним расходам страховщиков на выплаты страхового возмещения и постоянному росту тарифов. Такое положение вещей существенным образом «бьет по карману» добросовестных автовладельцев — страховщики в ответ на возросшие убытки повышают тарифы, и платить уже приходится абсолютно всем.
«Мы предполагаем, что в первые месяцы эксплуатации АИС КБМ как страховщики, так и автовладельцы столкнутся с определенными неудобствами при заключении договоров ОСАГО, — рассуждает эксперт Ассоциации по защите прав автострахователей, юрист Инна Барыкина. — Еще не совсем понятно, каким образом страховой агент, работая «в поле» и не имея доступа к интернету, будет рассчитывать стоимость договора ОСАГО. Скорее всего, страховые компании, которые хотят удержать большие объемы рынка страхования ОСАГО, должны будут усилить свои колл-центры, чтобы обеспечить онлайн-обработку звонков от своих представителей (агентов), желающих выяснить страховую историю клиента для заключения договора ОСАГО».
Несмотря на сложности внедрения АИС КБМ, эта система кардинальным образом изменит ситуацию к лучшему. Имея безаварийную страховую историю, аккуратный водитель сможет значительно сократить расходы на страхование за счет применения понижающих коэффициентов при покупке полиса ОСАГО, а страховщики, в свою очередь, смогут оптимизировать тарифы на добровольные виды автострахования и предлагать добросовестным автовладельцам более дешевые программы страхования.
Кроме того, существенным образом сократится мошенничество.
А самое главное, произойдет снижение аварийности на дорогах, так как все участники дорожного движения будут заботиться о своей страховой истории.
Scriptio: Василий Никифоров.