Ужас, да и только: самые уродливые автомобили 90-х годов
Модели, по сей день пугающие своей оригинальностьюFord Taurus
Появившийся в 1985 году фордовский бестселлер открыл абсолютно новую главу в истории компании-производителя и американского автомобилестроения. Передний привод, современный аэродинамичный кузов, новый 3,0-литровый мотор V6… Ничего общего с прежней архаикой. К 1991-му Taurus очень удачно модернизировали, а пять лет спустя его облик создали заново с чистого листа.
Новомодный и довольно спорный биодизайн в самом экстремальном проявлении уподобил седан и универсал неопознанным летающим объектам. Wow-эффект в России был мощнейший — водители и пешеходы сворачивали шеи вслед яйцеобразным зализанным обводам. Mercury Sable, премиальный собрат «Форда» субъективно удачнее и элегантнее со своими массивными задними стойками и длинными фонарями. Соответствующее оформление салона с овальной центральной консолью и отсутствием прямых линий вынуждало зрителя расширить сознание.
Технически семейство тоже заметно изменилось. Длина Taurus превысила пять метров. В гамме двигателей появился новый 3,0-литровый V6 Duratec с четырьмя распредвалами и разработанная совместно с Yamaha V-образная «восьмерка» объемом 3,4 литра для заряженной модификации SHO.
Hyundai Tiburon
Корейская компания издавна пыталась закрепиться в сегменте недорогих молодежных купе. Первой попыткой стала двухдверка Scoupe из конца восьмидесятых. В 1996 году Hyundai представила Coupe/Tiburon на платформе Hyundai Elantra и с «четверками» объемом до 2,0 литров. Поначалу кокетливый спорткар выглядел довольно неплохо, невзирая на жесткий биодизайн. Совсем другая история — рестайлинговая версия. Ее внешний вид по сей день вызывает лишь одно желание — зажмуриться и отвернуться.
«Азиатчина!», — презрительно бросают в адрес подретушированного Coupe злые языки. С ними сложно не согласиться. Дизайнеры в попытке удивить явно перебрали с чувственностью форм. Капот вздыбился от наплывов. Разный диаметр кругляшей головной оптики придал машине нелепое удивленное выражение лица. Задняя часть тоже изменилась не в лучшую сторону. Фонари еще куда ни шло, но с обводами бампера художники явно перемудрили. В таком виде Coupe/Tuburon выпускался до 2001 года.
Subaru Impreza Casa Blanca
Самая первая «Импреза» — классный культовый автомобиль! По-своему красивый, драйверский, неразрывно ассоциирующийся с раллийными баталиями. Поклонники знают его как облупленного, увы, часто забывая уникальную модификацию Casa Blanca конца девяностых. Равнодушных к ней нет и быть не может: одни в тихом ужасе, другие в полном восторге.
Универсал с пришпандоренным передком а-ля ретро и видоизмененными фонарями выглядит как творение одиозной компании Mitsuoka, но рожден непосредственно «Созвездием плеяд». Разве мог здравый рассудок породить подобный автомобиль?! Еще как мог! Не забываем про особенности национального менталитета и специфичные местные представления о прекрасном.
Странность Casa Blanca объясняется тем, что Subaru пыталась создать ее малой кровью с минимальной переделкой имевшегося кузова. Японские бренды неоднократно экспериментировали с ретроэстетикой задолго до появления спецверсии. В частности, Nissan выпустила маленький кабриолет Figaro. Но искусственно состаренная Impreza с 1,5-литровым оппозитным двигателем производит едва ли не самое неоднозначное впечатление из всей этой честной компании. Кстати, встретить ее сложно даже в самой Японии – выпущено пять тысяч экземпляров.
Buick Skylark
Продукция марки Buick девяностых годов, как правило, вызывает у зрителя теплые чувства. Достаточно вспомнить огромный дорожный линкор Roadmaster с 5,7-литровой V-образной «восьмеркой» или эффектное переднеприводное купе Riviera. Но куда же без «гадкого утенка»?! Был в славном семействе и такой — сравнительно небольшой Skylark.
На фоне соплатформенных Pontiac Grand Am и Oldsmobile Achieva «Бьюик» выглядел наиболее вызывающе и странно. Дизайнеры пытались наделить его чертами старших братьев, но в компактном формате стилистический винегрет обрел очень уж спорные очертания. Один только выдающийся вперед клин переднего бампера у дорестайлинговых моделей чего стоит! Неудивительно, что после обновления жутковатый элемент убрали. Прямые задние арки в стиле «Роудмастера» тоже сомнительное украшение.
Skylark базировался на переднеприводном шасси и оснащался четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом до 3,3 литра. Производство последнего шестого поколения стартовало в 1992-м и завершилось в 1997 году.
Fiat Multipla
С компактвэном ситуация неоднозначная. Одни считают его верхом уродства и удивляются, как итальянцы с их обостренным чувством прекрасного вообще умудрились создать такое. Другие искренне убеждены, что Multipla — это имеющий право на жизнь образчик смелости и оригинальности. Больше всего вопросов вызывает двухступенчатый передок с парой фар под стойками. После рестайлинга 2004 года он утратил львиную долю противоречивости и выглядел более формально.
Автомобиль создан на шасси компактных хэтчбеков Bravo/Brava. В Италии он выпускался с 1998 по 2010-й. Интересно, что Multipla также выпускалась методом крупноузловой сборки на мощностях китайской компании Zotye Auto. Поднебесная знала гостя из Италии под именем Zotye M300 Langyue.
GM EV1
Выпускавшийся с 1996 по 1999 год электрокар GM EV1 заслуженно попал в обзор уродцев. Впрочем, ему это простительно. Дизайнеры явно не стремились создать короля красоты. Их целью был максимально обтекаемый кузов. Обтекаемая форма, сравнительно скромная ширина в 1770 мм и другие ухищрения позволили добиться сверхнизкого коэффициента аэродинамического сопротивления Cx 0,19. К тому же, прошли долгие годы прежде чем серийные электромобили стали по-настоящему красивыми.
GM EV1 оснащался 139-сильным электромотором и свинцово-кислотной тяговой аккумуляторной батареей, которая обеспечивала запас хода до 160 км. Машин первой итерации выпустили 660 экземпляров. Второе поколение получило никель-металл-гидридную аккумуляторную батарею и могла проезжать от зарядки до зарядки до 230 километров. Таких «дальнобойных» исполнений построили 457 штук.
Reliant Robin
Завершает наш обзор очень необычная штуковина — британский Reliant Robin. Вообще-то он может считаться одним из самых некрасивых автомобилей трех десятилетий, поскольку производился с 1973 по 2002-й. За это время сменилось три генерации.
«Робин» был бы самой обычной легковушкой, если бы не одно обстоятельство. Он трехколесный. Почившая марка Reliant долгие годы специализировалась на столь экзотичной компоновке. В разработке приняла участие компания Ogle Design, создавшая причудливый Bond Bug. Двигатели — нижневальные «четверки» объемом 748 и 848 куб. см.