Тридцать шесть лет рестайлингов: чем Москвич держался за конвейер

Это было давно, так давно, что тогда ещё не было даже Жигулей. В далёком 1964 году в Москве придумали Москвич — совершенно новый, модели 408. И получилось так, что выпускали его аж до следующего XXI века. 36 лет на конвейере — не рекорд, но заслуживает уважения. За счёт чего реализовалось такое достижение?

Было время, когда модели автомобилей в СССР обновлялись как во всём развитом мире — каждые пять-шесть лет. Вот и Москвич-408 никто не думал строить до скончания века (конечно же, имеется в виду век двадцатый). Поэтому одновременно с его постановкой на конвейер в 1964-м начали проектировать замену — перспективное семейство 3-5. Но пока родина определялась с приоритетами (строить ВАЗ, переоснащать Ижмаш, модернизировать МЗМА или развивать ЗАЗ?), новую модель начали внедрять в производство по частям. Такая поэтапная практика была типична для отечественного автопрома: не останавливая конвейеров, умели менять поколения автомобилей на МЗМА, ЗИЛе, УАЗе.

Всерьёз и надолго

Поднаторевшим в борьбе за выполнение планов пятилетки советским производственникам было пара пустяков выпустить машины в «прошлом» кузове, но с начинкой от «будущих» моделей — подвеской, трансмиссией, моторами. Так и на «четыреста восьмом» сначала поменяли двигатель. Устаревающий нижнеклапанный 1,3-литровый мотор-тихоход в 1967-м заменили на современный полуторалитровый агрегат — высокофорсированный, надёжный и долговечный. Модель назвали «412» — и она во множестве вариаций надолго застряла на конвейерах сразу двух автозаводов. Причём версия со старым «408» мотором тоже оставалась в производстве ещё 15 лет.

Несмотря на то, что МЗМА активно зарабатывал стране валюту (до 60% Москвичей уходило на экспорт), денег на освоение нового семейства ему не дали. О причинах этого можно написать отдельную статью, но нам интереснее другое — как удалось заводчанам сохранить привлекательность своего седеющего ветерана в глазах потребителей? Рецепты омоложения универсальны для всех стран и континентов.

Читать далее на kolesa.ru