Водители, хамски ведущие себя на дорогах, высмеяны на рекламных плакатах. На наводненных талым снегом и автомобилями улицах Ростова-на-Дону появились яркие плакаты — «Выехал на забитый перекресток? Молодец, теперь все вокруг тоже будут стоять». «Объехал всех на обочине? Отлично, теперь стой и жди, когда тебя пустят обратно». «Повернул из второго ряда? Круто, теперь все с нетерпением ждут, что ты еще выкинешь». «Не пропустил девушку? Ты мужик, теперь она испортит вечер своему парню». Остроумно, легко и непринужденно, в доступной для наиболее продвинутых пользователей автомобилей форме автор плакатов напоминает основные правила движения. И все бы ничего, если бы эти правила не сопровождало изображение барана. Нарушителям недвусмысленно намекают, что они и есть эти рогатые животные. Как заявляет автор проекта — московский экспертный центр probok.net, «кампания «против баранов» посвящена уважительному отношению водителей к другим участникам дорожного движения и ставит задачу достучаться до тех, кто часто пренебрегает правилами ПДД». — Мы взяли самые распространенные истории и перенесли их на плакаты для того, чтобы попытаться воздействовать на ту категорию людей, которая непристойно ведет себя за рулем. А также это рассчитано на людей, которые едут с ними в машине — близких и друзей. Ведь не очень-то приятно ехать в одной машине с бараном, — рассказал руководитель экспертного центра probok.net Александр Шумский. — Кого не выводят из себя водители, выезжающие на забитый перекресток? Видя, что впереди затор, они все равно пытаются продвинуться хоть на метр, тем самым блокируя движение не только перекрестка, но и перпендикулярных улиц, — перечислил он эти истории. — Второй типичный случай — объезд пробки по обочине. Стоит образоваться небольшому затору, как сразу справа появляется первый гонщик, а за ним все новые и новые. А ведь чуть дальше все они обязательно начнут влезать обратно в ряд, тормозя движение всего потока.Как выяснилось, Ростов-на-Дону стал одним из 14 городов России, в котором разместили такую социальную рекламу. Здесь повесили 53 плаката. «Бараны» украсят также улицы Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Челябинска, Волгограда и других больших городов. Сами водители отнеслись к почину неоднозначно. Одни стали предлагать новые темы о баранах. Например, тех, кто не пропускает дешевую, на их взгляд, или, наоборот, слишком дорогую машину. Или тех, кто едет по выделенной для общественного транспорта полосе. Скептики, напротив, считают, что настоящий баран посмеется над такой рекламой и только веселее нажмет на газ. И чем тратить силы и средства на создание рекламы, лучше бы жестче требовать штрафы: проехал по обочине — заплати 10 000 рублей, повернул со второго ряда — 15 000.Оптимисты предлагают сделать формулировку слоганов более позитивной: «Не вылез на забитый перекресток — молодец, теперь все свободно проедут». И тогда бараны исчезнут сами собой. Впрочем, кто в этой ситуации настоящий баран, из билборда неясно. Может, водитель-лихач, а может, пешеход, которого он не пропустил? — Такая социальная реклама — худший вариант сарказма, — говорит одна из вступивших в дискуссию ростовчанок. — Оскорбительно, неточно, с грубыми ошибками. В итоге и хамы не поймут, и ситуацию это не изменит. Впрочем, вполне возможно, что авторы аллегории приняли на вооружение мирное животное именно за тем, чтобы водители избегали более распространенных выражений, которыми обычно осыпают друг друга на тропе войны. Благие намерения идеологов акции призвать водителей уважать друг друга на дороге с помощью подобных плакатов могут привести примерно к такому общению: «Эй ты, баран? Не видишь, что ли?» Если продолжить аллегорический ряд, то там, где баран, там уже и козел, и свинья и прочие домашние животные. Комментарий Валентин Гаврилов, главный специалист Ростовского управления ФАС: — Так я и знал, что у кого-нибудь в голове сформируется мысль об этичности этой рекламы! Я тоже видел ее, она привлекла внимание. Но, видите ли, территориальные органы не наделены правом давать разъяснения таким вещам. Если к нам обратится гражданин с заявлением о том, что оскорблены его чувства или посягнули на его права, то мы вправе рассмотреть это заявление. В этой ситуации как бы намек на оскорбление есть — но в то же время слово «баран» ведь не написано... В законе «О рекламе» говорится о недопущении использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений. Scriptio: Лариса Ионова.