Жителей бывшего СССР едва ли можно удивить тем, что некое предприятие может выпускать как гражданскую, так и военную продукцию. Для Советского союза это было нормой. Впрочем, такое положение дел существовало не только в СССР, но и в других странах. Многие известные автомобильные концерны не ограничивались выпуском автомобилей и производили бронетехнику и даже боевые самолеты. ГАЗ: бронетехника Большие потери танков на начальном периоде Великой отечественной войны и эвакуация множества предприятий тяжелой промышленности на восток страны заставили советское руководство искать нестандартные решения. В сложившихся условиях невозможно было ожидать массового выпуска среднего танка Т-34, не говоря уж о тяжелом КВ-1. Поэтому дефицит танков на фронте было решено компенсировать за счет легких танков.В условиях военного времени разрабатывать «с нуля» боевую машину не было ни времени, ни средств, поэтому заместитель главного конструктора Горьковского автозавода Николай Астров предложил создать на базе плавающего танка Т-40 новый танк, вооруженный 20-миллиметровой скорострельной авиапушкой и имеющий бронирование, превосходящее легкие танки Т-26 и БТ. В кратчайшие сроки танк Т-60 был разработан и испытан, а на ГАЗе была создана линия для его выпуска.Попутно конструкторы Горьковского автозавода внесли ряд изменений в конструкцию, что позволило упростить технологию сборки и сократить время на выпуск танков. Уже 7 ноября 1941 года первые серийные танки Т-60 прошли по Красной площади и отправились прямиком на фронт. Из-за нехватки бензиновых 70-сильных двигателей ГАЗ-202 в 1942 году на некоторые Т-60 устанавливались восьмицилиндровые 90-сильные двигатели Ford. После того как на завод стали приходить первые данные боевого применения Т-60, 35-миллиметровую лобовую броню корпуса и башни усилили за счет 10-миллиметровых броневых экранов, в результате чего масса машины выросла с 5,8 до 6,4 тонны.Тем не менее, Т-60 оставался очень маневренным танком и часто использовался для проведения разведки или действовал из засад, нанося противнику поражение огнем своей скорострельной пушки и быстро покидая поле боя. Разумеется, для борьбы с немецкими танками Т-60 не предназначался, но его выпуск позволил хоть как-то восполнить потери в танках на начальном этапе войны. Не меньшим был и психологический эффект — появление на поле боя этого танка, пусть и легкого, позволяло советской пехоте не чувствовать себя совсем уж «голой», лишенной защиты «брони».Николай Астров прекрасно понимал, что легкобронированный и слабовооруженный Т-60 перспектив не имеет, поэтому уже в декабре 1941 года им был разработан более совершенный танк Т-70, который в январе 1942 года был принят на вооружение. Все это привело к тому, что ГАЗ постепенно переходил на выпуск нового танка, снижая выпуск Т-60. Обе машины могли выпускаться параллельно, так как имели много одинаковых узлов и агрегатов. В начале 1943 года Т-60 был снят с производства, всего было выпущено 5665 танков, многие из которых продержались в строю до конца войны. А на ГАЗе впоследствии выпускался не только легкий танк Т-70, но и разработанное на его базе самое массовое самоходное орудие Второй мировой войны — СУ-76.Таким образом, Горьковский автозавод внес огромный вклад не только в автомобилизацию СССР, но и в победу в Великой Отечественной войне. Chrysler — крупнейший мировой танкостроитель Не так давно концерн Chrysler, входящий в Большую тройку американских автопроизводителей, был одним из самых крупных производителей танков в мире. С началом Второй мировой войны Chrysler при поддержке правительства США построил Детройтский танковый арсенал, который не только разрабатывал, но и выпускал танки.Именно на Детройтском танковом арсенале выпускался первый американский средний танк М3 Lee, а затем самый массовый американский танк Второй мировой войны M4 Sherman. Под конец войны начался выпуск самого мощного американского танка М26 Pershing, конструкция которого легла в основу всех последующих американских послевоенных танков: М46 Patton, М47 Patton II, М48 Patton III и М60.Эти танки были основой американского танкового парка в годы Холодной войны, а производство М60 было прекращено в 1987 году уже после того, как на вооружение был принят танк М1 Abrams, также разработанный Chrysler.Боевые самолеты концерна FIAT Уже больше столетия автомобили FIAT известны во всем мире и являются своеобразным символом итальянского автопрома. Однако мало кто знает, что в обеих мировых войнах итальянские летчики воевали на истребителях FIAT, причем один из них — FIAT G.55 получился настолько удачным, что вопрос о его серийном производстве в 1943 году рассматривался даже в Германии, где хватало своих авиастроительных фирм и талантливых конструкторов.Незаурядные летные качества этого самолета и простоту управления очень высоко оценил немецкий конструктор Курт Танк, как и немецкие летчики-испытатели. Вопрос о производстве этого истребителя в Германии рассматривался на самом высоком уровне, но он так и не прописался на конвейерах немецких авиазаводов из-за трудоемкости производства, которая оказалась почти в два раза большей, чем у немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109.FIAT G.55 стал дальнейшим развитием истребителя FIAT G.50 который был принят на вооружение итальянских ВВС в 1938 году и экспортировался в Испанию, Финляндию и Хорватию. В составе финских ВВС этот самолет принял участие в сражениях начального периода Великой Отечественной войны, показав свое превосходство над советскими истребителями И-16, однако к 1944 году считался уже устаревшей машиной и был финнами списан в 1946 году. Итальянцы использовали его на всех фронтах, где воевала итальянская армия, и самолет ничем особенным себя не проявил, пока в 1941 году не обзавелся немецким двигателем Daimler-Benz DB 601, после чего его летные характеристики заметно улучшились.Достаточно сказать, что его максимальная скорость выросла до 570 км/ч, то есть на 100 км/ч. Несмотря на то, что FIAT G.50 и FIAT G.55 могли на равных сражаться с истребителями стран антигитлеровской коалиции, их главным недостатком был мизерный выпуск. Если СССР, США и Великобритания выпускали истребители десятками тысяч, то итальянская промышленность выпустила менее тысячи истребителей обоих типов. Поэтому их участие в войне можно считать эпизодическим и малозначимым.Самое интересное, что уже после войны, в середине пятидесятых годов, итало-немецкое сотрудничество опять возродилось. В начале пятидесятых годов планировалось вооружить европейские страны, входящие в блок НАТО, единым легким дозвуковым штурмовиком, недорогим и простым в эксплуатации. В конкурсе на создание такого самолета приняли участие несколько фирм, и победу одержал итальянский FIAT G.91.Самолет получился действительно простым в изготовлении и эксплуатации, недорогим и с хорошим модернизационным потенциалом. Он мог развивать скорость 1085 км/ч и имел радиус действия 320 километров. Кроме того, он являлся носителем тактических ядерных бомб. Планировалось, что FIAT G.91 поступит на вооружение ВВС Италии, ФРГ, Португалии, Турции и Греции, но последние две страны от него отказались. В ФРГ FIAT G.91 строился по лицензии, став первым немецким послевоенным боевым самолетом. Всего до 1995 года было выпущено 756 единиц FIAT G.91 различных модификаций. Луи Рено — «крестный отец» мировой школы танкостроения Несмотря на то, что родиной танков считается Англия, стандарты мирового танкостроения были разработаны во Франции компанией Renault. Именно эта компания выпустила в 1917 году 6,5 тонный танк Renault FT, который первым в мире получил вращающуюся башню с 37-миллиметровой пушкой, боевое отделение и изолированный моторный отсек.И пускай на полях сражений Первой мировой войны раньше появились британские танки Mark I, но они представляли собой скорее не танки, а самоходные орудия. Английская концепция танков очень быстро была признана тупиковой, и все страны мира начали разрабатывать танки по образу и подобию Renault FT. Из огромного количества гусеничных боевых машин только французский танк оказался перспективным и чрезвычайно жизнеспособным, прожив долгую жизнь и приняв участие как в войнах 20-30-х годов, так и во Второй мировой войне. А некоторые Renault FT в странах третьего мира продолжали оставаться на вооружении до конца сороковых годов.Именно этот танк дал толчок развитию национального танкостроения в СССР, США и Италии и стал самым массовым танком Первой мировой войны и первым танком в мире, выпуск которого исчислялся тысячами. К сожалению, успех Renault FT не пошел французским танкостроителям на пользу. Разработанный в середине 1930-х годов 10-тонный танк Renault R-35 создавали явно с оглядкой на Первую мировую войну. Танк вооружили 37-миллиметровой короткоствольной пушкой, размещенной в одноместной башне, поэтому командиру приходилось самому отыскивать цели, вести по ним огонь и давать указания механику-водителю. Танк оснащался 82-сильным бензиновым двигателем и мог на хорошей дороге развивать «максималку» 19 км/ч.К началу Второй мировой войны он уже был морально устаревшим и мог сражаться на равных только с немецкими легкими танками. Но хуже всего было то, что французские генералы совершенно не были готовы к реалиям новой войны и действовали по старинке, рассматривая танки как средство усиления пехоты, а не как отдельный род войск. Все это привело к быстрому разгрому Франции, а танки Renault R-35 не сыграли во Второй мировой войне сколь-нибудь заметной роли. Тем не менее, «крестным отцом» всех танков смело можно назвать Луи Рено, благодаря которому танки приняли тот облик, который имеют с 1917 года и по сей день.