quto.ru
Опубликовано 16 декабря 2010, 16:16

Ядовитое проклятие московских дорог

Имя беды №1, от которой страдают все без исключения горожане, - реагенты. Грязь на машинах, грязь на тротуарах, черный снег, коррозия, пожирающая кузова как новых, так и старых авто, залитые склизкой жидкостью стекла, отмыть которые по силам не всякой «незамерзайке».

С приходом зимы жизнь столичных автомобилистов традиционно превращается в ад. И дело даже не в том, что каждый снегопад намертво парализует московский трафик. Имя беды №1, от которой страдают все без исключения горожане, - реагенты.
Грязь на машинах, грязь на тротуарах, черный снег, коррозия, пожирающая кузова как новых, так и старых авто, залитые склизкой жидкостью стекла, отмыть которые по силам не всякой «незамерзайке». И – поразительное дело – невероятно скользкие дороги, на которых бьются чаще, чем в летний дождь и осенний снег. Чиновники уверяют: реагенты – не проклятие, а спасение, кивая при этом на «западный опыт».

Прежде всего, давайте разберемся, что такое «реагенты».
Тротуары обыкновенно посыпают песком или гранитной крошкой, вполне безопасными для окружающей среды – но то тротуары!

На автомобильные же дороги льются жидкие смеси, чистая «химия», которая плавит и снег и лед, создавая соляную пленку, которая теоретически не замерзает при низких температурах. Ту самую пленку, что превращает улицы в нечто сродни катку.

Излюбленное блюдо столичных коммунальщиков – смеси на основе хлористого кальция и натрия. Этот коктейль не используется ни в одной из стран мира, кроме Швейцарии. Разговоры же о том, что агрессивную химию на наших дорогах не встретить, остаются лишь разговорами – по мнению экологов, абсолютно безопасных реагентов не существует в принципе.

Дорожный потрошитель

Что такое натрий?
Вещество, которое убивает растения, провоцирует возникновение коррозии – этот момент касается не только машин, но и силовых конструкций, к примеру, мостов.
Что такое кальций?
Вещество, из-за которого разваливается обувь, а на асфальте появляется пленка, «благодаря» которой теряются сцепные свойства с дорогой – автомобили дольше тормозят, а то и вовсе не удерживаются в своей полосе.

Вышесказанное – факты, озвученные главным инженером проекта научно-исследовательского института «МосводоканалНИИпроект» Юлием Браславским в одном из интервью. Что ж, остается верить многочисленным сертификатам и экологическим паспортам, грустно взирая на то, во что превратились крылья и двери вашей иномарки, которой не исполнилось еще и пяти лет.

Сложно сказать, что имеют в виду чиновники, говоря об эффективности использования реагентов и упоминая «западный опыт».
К примеру, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин утверждает, что «все крупные мегаполисы мира не обходятся без применения реагентов. Это уже, так сказать, исторический такой факт». Параллельно представители ГИБДД бодро рапортуют: число аварий зимой неуклонно снижается. Конечно же, благодаря применению химии.

По словам Юлия Браславского, негативные последствия использования реагентов – плата за жизнь в мегаполисе, улицы которого должны быть всегда чистыми. А если кому-то не нравятся ржавые автомобили и дырявая обувь, эксперт рекомендует таким людям переехать на ПМЖ в деревню. И вот странной, черновато-коричневой чистотой блестят наши улицы, от Тверской до Шарикоподшипниковской. Между тем по всему миру раскиданы странные города, где и дороги чисты, и машины с обувью целы.

Сахарные трассы

Банальный пример - Скандинавия.
Например, отправимся в Норвегию, страну более чем благополучную. И там реагенты не используются в принципе. В случае сильного гололеда дороги посыпаются мелкой гранитной крошкой, а снег просто убирают. Так это северное государство живет уже более полутора веков, вне зависимости от автомобильных трендов и числа машин на дорогах. Весной крошку собирают, промывают, складируют и ждут следующей зимы.
В Финляндии дороги поделены на несколько категорий: высшая категория – значит, уборка в первую очередь, проселок – уборка в последнюю очередь. В результате, автомагистрали избавлены от снега и льда, а второстепенные дороги оказываются под слоем укатанного снега, что совершенно не мешает по ним передвигаться без риска для здоровья. А в Швеции власти пришли к выводу, что традиционную соль следует смешать с сахаром. Так и делают. Довольны.

Соль на канадский манер

Но может быть, в Скандинавии климат иной, и тамошним жителям реагент просто не нужен? Во всяком случае, это один из аргументов наших дорожников: якобы в Норвегии температура зимой никогда не падает ниже нуля, а в Москве перепады «плюсов» и «минусов» хоть в январе, хоть в марте достигают невероятных величин.
Давайте посмотрим на опыт Канады и северных штатов США, где резкие температурные скачки – обычное дело. Удивительно, но и там со льдом и снегом борются при помощи соли и песка, более того, делают это только на крупных магистралях и главных улицах. А в некоторых штатах Америки и вовсе ограничиваются уборкой снега. К слову, из-за того, что соль канадцы не жалеют, один из крупнейших городов страны, Квебек, даже получил прозвище «столица соляных рассолов».
Власти Канады также могут похвастаться наличием «антигололедных дорог»: в ходе укладки шоссе в асфальт добавляют верглимит, материал, благодаря которому снег и лед тают быстрее, чем в «естественных условиях».
Вернемся в Европу. Чем Германия не образец для подражания? Как и в большинстве цивилизованных стран, реагенты здесь под запретом, и это прописано в законодательстве. У бюргеров нет какого-то «ноу-хау». Соль плюс щелочь – вот и весь сказ. Да и то – не везде, не всегда и в строго ограниченных количествах. Соль используется только в снег, только на дорогах, по которым двигается общественный транспорт, и не более 25 граммов на квадратный метр. Автобаны и федеральные трассы просто чистят от снега, не более.

Реальность, а не выдумки

В принципе, похожая ситуация наблюдается и во многих российских городах. Скажете, Норильск – крохотное поселение? Скажете, там не бывает зимы? Снег в этом городе начинает идти в сентябре и более-менее тает к июню. Однако никаких реагентов зимой, которая длится в Заполярье более полугода, там не применяют. И недостатка в них не испытывают. Отнюдь не из-за бедности.

Так есть ли необходимость в использовании реагентов в российской столице? Не факт. Достаточно лишь грамотно организовать работу коммунальных служб, эффективно применять гранитную крошку, песок и – где необходимо – соль. Москва станет намного чище, с дорог исчезнет скользкая пленка, уменьшится число аварий, в буквальном смысле станет легче дышать. Западный опыт, реальный, а не тот, что существует в головах у ряда чиновников, тому яркий пример.

Scriptio: Александр Кузьмин.

Автомобильные новости