Юристы предлагают лишать прав за «встречку» выборочно

Как заявил «Российской газете» член правления ассоциации юристов Дмитрий Позоров, в законах о дорожных нарушениях важна детализация. «Предлагается ввести гибкую систему наказаний, предусматривающих в том числе вместе с мягкими штрафами лекции по безопасности дорожного движения для водителей-нарушителей. Такая практика была в советские времена. А для тех водителей, кто долго не садится за руль будет не лишним ввести переподготовку», — пояснил юрист.

По его словам, наибольшее число вопросов связано с выездом автомобиля на полосу встречного движения. Так как именно это нарушение наиболее строго карается госавтоинспекторами, а также является самым распространенным для выявления коррупции.

«Нынешняя ситуация, когда за выезд на встречную полосу предусмотрено только безапелляционное лишение прав, создает питательную среду для коррупции. У человека нет вариантов даже при незначительном заезде. А инспектору в таких условиях проще требовать взятку, мол, или плати, или будешь ходить пешком. Исключительную меру ввели несколько лет назад, власти хотели снизить аварийность. Это очень важно. Но про системность и многое другое забыли», — пояснил Позоров.

А судам из-за сформулированной политики все равно на миллиметр заехал на встречную полосу или полностью, наказание одна — лишение прав. «Была установка — повлиять на ситуацию. Хотели напугать всех, чтобы не выезжали на встречную. Но получилось, что под это наказание попадают и водители, совершившие незначительные преступления, а вовсе не отмороженные лихачи», — объясняет юрист.

По его словам, в законе должна быть жесткая реакция на абсолютное правонарушение. «Летишь по встречной полосе, обгоняешь пробку, просто лихачишь, должна быть серьезная кара. А заехал случайно на 5 сантиментров — ничего страшного. На пол метра — большой штраф. Когда никто никуда не несется, но по каким-то причинам заезжает на запретную полосу, скажем, запутавшись в развилках на дорожной развязке, это обычная ошибка. Например, если это не магистраль, а дворовая территория. Добросовестный чиновник должен учитывать элемент случайной ошибки», — пояснил член АЮР.

В полиции же считают, что всех правонарушений, которые закладываются общей нормой, предусмотреть невозможно. «Поэтому законодатель пошел по другому пути. Какие-то нормы выделены в отдельные статьи. Но прописать каждую дорожную ситуацию — невозможно», — объяснили изданию полицейские.

Тем временем, по данным Судебного департамента при Верховном суде России, за 6 месяцев этого года за выезд на встречную полосу были наказаны 91 472 человека. Из них лишены прав были 85 052 человека. Возможно, не все ли лишенцы ставили под угрозу свою и чужие жизни, кто-то мог просто оказаться в неудачное время на неудачной полосе. Не секрет, например, что на некоторых центральных улицах столицы водители вынуждены выезжать на «встречку» из-за припаркованных на своей полосе автомобилей. А за углом их нередко ждет патрульная машина ДПС.