quto.ru
Опубликовано 22 июня 2020, 18:00

Запретить нельзя помиловать: грузовикам в России позволяют убивать

На прошлой неделе в Сеть попало страшное видео, на котором запечатлено, как многотонный китайский грузовик на высокой скорости влетает в стоящие машины. Инцидент закончился печально: пять автомобилей уничтожено, два человека погибли, шестеро получили травмы. Многие поспешили обвинить в ДТП водителя, но ситуация не так проста, как может показаться.

В видеозаписи, о которой идёт речь, запечатлела лишь одна из великого множества подобных аварий. На 1 649 километре трассы М5 в Челябинской области самосвал Shaanxi в буквальном смысле раздавил малолитражки и скинул с дороги грузовичок Hino. Виновника происшествия, 36-летния Дмитрия Коробейникова, упекли в изолятор временного содержания, где продержали четверо суток. Как выяснилось, аварию он совершил, не будучи пьяным. Водитель оказался в заложниках у неисправной техники.

О ситуации, требующей пристального внимания не только правоохранительных органов, но и, вероятно, законодателей, рассказал 74.ru сам виновник происшествия. По словам водителя, на данном грузовике он проработал всего три месяца. За это время самосвал не подводил. В день инцидента машина также вышла на рейс с отметкой механика, что техника в полном порядке.

«Я поехал в Сатку, я туда мусор вожу. Выгрузился мусором, обратно в Катав-Ивановск загрузился щебнем. Вёз щебень, всё нормально было, - рассказал о происшествии Дмитрий Коробейников. - Там затяжной спуск. Я спускался на горном тормозе и притормаживал. Больше половины его уже проехал, и под конец в один момент у меня воздух просто закончился, перестал работать горный тормоз. Я начал торможение. Задействовал и ручной тормоз, и двигателем тормозил. Воздух закончился, а там от воздуха всё работает: и сцепление, и переключение на пониженную, и на повышенную передачу. Я применял все попытки, чтобы остановить машину». Иными словами, грузовик просто начал рассыпаться. Критическая ситуация не оставила ни водителю самосвала, ни другим участникам дорожного движения никаких шансов избежать ДТП.

Как пояснил порталу ngs24.ru водитель-дальнобойщик, подобные аварии происходят в стране регулярно, просто обычно они не вызывают серьёзного резонанса. Нагрузка на тормоза грузовиков во время затяжных спусков колоссальная. Несмотря на наличие вспомогательных тормозных систем (моторный тормоз с помощью заслонки в выпускном коллекторе, декомпрессор, электрическая или гидравлическая системы), остановить гружёный грузовик на спуске бывает очень непросто. На это способны лишь основные тормоза. В случае их отказа остановить самосвал вспомогательные системы не могут в принципе: «Они не позволяют остановить автомобиль и нужны для снижения скорости на уклонах, но не полного торможения».

Не в последнюю очередь влияет на ситуацию качество эксплуатируемой техники: «Есть грузовики, где тормоза очень низкого качества: буквально два раза подпалил и накладки превращаются в «мыло»». Влияет, по мнению эксперта, и качество подготовки самого водителя: «Новички могут перегреть тормоза по неопытности. Обычно это сочетание факторов: неважная машина плюс неопытный водитель». Специалист подчеркнул, что шанса остановить грузовик с отказавшими тормозами практически нет: «Попытаться можно, но, с большой вероятностью, или кардан «завяжется узлом», или коробка разлетится, или двигатель, и тогда останешься даже без моторного тормоза».

Первопричина резонансного ДТП вполне очевидна – это не столько действия водителя, сколько отказ тормозов, которого, по идее, не должно было произойти ни при каких обстоятельствах. Ситуация вызывает немало вопросов – как к качеству техники, так и к компании, её эксплуатирующей. Заинтересованность перевозчиков в максимально дешёвых транспортных средствах вполне объяснима, однако очевидно, что многие из подобных машин (большинство из которых, заметим, практически новые) проходят сертификацию по каким-то ведомым лишь чиновникам обходным путям. Они буквально рассыпаются, едва съехав на трассу с конвейера. Предрейсовый осмотр техники выполняется в РФ силами самой же эксплуатирующей её организации. Разумеется, на многие недочёты просто-напросто закрываются глаза.

Крайними, как водится, оказываются в России простые водители-трудяги, вынужденные работать на том, что дадут, и выбирающие между тем, разбиться самому или забрать с собой кого-то ещё. Страдают и простые граждане, оказавшиеся не в то время не в том месте. От встречи с шальным самосвалом сейчас не застрахован никто, но никаких реальных шагов по выдворению таких машин с дорог, по большому счёту, просто не предпринимается. Бизнес есть бизнес – перед большими деньгами безопасность, как известно, отходит даже не на второй, а на десятый план.

Автомобильные новости