Errare humanum est. Или, говоря по-русски, человеку свойственно ошибаться. Автопроизводители – не исключение, и иногда допускают просчеты. Правда, одно дело – выпустить модель, которая будет продаваться несколько хуже ожидаемого, и совсем другое – провалиться по полной. Да так, что в будущем все будут вспоминать именно эту оплошность.
Думаете, такие случаи редки? Отнюдь. Провалы были у самых разных производителей и по самым разным причинам. И не надо думать, что если у вас есть армия инженеров, дизайнеров и маркетологов, вы никогда не сядете в лужу. Еще как сядете! А убедиться в этом можно в нашей небольшой подборке моделей, которые стали одними из самых больших провалов в автомобильной истории.
Edsel
Марка Edsel была задумана как промежуточное звено между доступным Ford и премиальным Mercury. На её развитие в конце 50-х годов руководство американской компании потратило свыше 400 миллионов долларов, что в наши дни соответствовало бы 4 миллиардам долларов. Но до последнего модели Edsel не показывали, готовя настоящий сюрприз.
Все покровы были сорваны в сентябре 1957 года. Но лучше бы руководство Ford этого не делало. И все – из-за дизайна автомобиля, который был мягко сказать странным. А вытянутую решетку радиатора машин новой марки так вообще тут же окрестили "хомутом". И это было еще самое мягкое сравнение! А кто-то вообще шутил, что переднюю и заднюю часть автомобиля рисовали разные люди, которым запретили общаться друг с другом. В общем, Edsel оказался феерическим провалом. По иронии судьбы двигатели V8, которые устанавливали на эти автомобили, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны на моделях Lincoln, где они также использовались.
Ford Pinto
В 1970 году Ford представил на американском рынке новую компактную модель Pinto, которая должна была укрепить позиции компании в бюджетном ценовом сегменте. Машина отличалась скромными техническими характеристиками, но вполне адекватным дизайном. В общем, шансы на успех были.
Правда, потом независимые эксперты выяснили одну очень важную деталь. Оказывается, конструкция топливного бака Ford Pinto была такова, что при ударе сзади он выталкивался вперед в салон и прорезался болтами дифференциала, из-за чего салон машины превращался в филиал ада на Земле.
В Ford признали рациональность критики и… отказались что-либо менять! В американской компании посчитали, что изменение конструкции привело бы к удорожанию модели на 11 долларов. А это, как тогда считали в Ford, непозволительно дорого, а выплата компенсаций пострадавшим обойдется дешевле. Такое циничное решение даже получило свое прозвище – "Меморандум Ford Pinto".
Правда, закончилось все совсем не весело. В 1972 на Ford подали один из первых исков из-за гибели человека в ДТП с участием Pinto, а потом и пошли другие судебные дела. Компанию обязали изменить конструкцию автомобиля, а массовые иски чуть было не поставили Ford на грань банкротства. В общем, Ford Pinto оказался полным провалом. Но гораздо важнее то, что особенность стоила жизни 900 людям.
Fiat Multipla
В 50-х-60-х годах итальянский автопроизводитель выпускал автомобиль под названием Multipla – так называлась одна из модификаций Fiat 600. А в середине 90-х Fiat решил возродить подзабытое имя, представив новый семейный минивэн. Автомобиль сразу привлек к себе внимание и вовсе не из-за своих возможностей, а из-за своего дизайна. Ведь фактически это было воплощение современного искусства в чистом виде. Причем речь не только об экстерьере, но и о салоне "Мультиплы". Чего стоит одна лишь передняя панель, напоминающая кокпит корабля пришельцев. В общем, когда спустя 4 года после премьеры Fiat Multipla получил награду как "Самый уродливый автомобиль" на шоу Top Gear, никто не удивился.
Правда, назвать "Мультиплу" откровенным провалом было бы преувеличением. Во-первых, вопреки стереотипам у модели есть целый ряд поклонников. Во-вторых, если вы окажетесь в Европе, особенно в Италии, то можете заметить, что машины, выпускавшиеся с 1998 по 2002 год, вполне себе ездят по дорогам, а их владельцы от них не отказываются. И, наконец, в-третьих, на том же шоу Top Gear в 2000 году итальянский минивэн получил еще одну награду – "Автомобиль года". И все же, глядя на внешний вид Fiat Multipla, понимаешь, что лучше бы этой машины не было.
Pontiac Aztek
В 1999 году компания Pontiac представила очень спорный концепт кроссовера под названием Aztek. Целью американского производителя было привлечь на свою сторону молодежную аудиторию. А поскольку публика приняла прототип без особого раздражения, уже через год Pontiac Aztek пошел в серийное производство и… оказался большим провалом.
Во-первых, серийную машину большинство восприняло уже не так радужно, как прототип. Во-вторых, многие решения в "Ацтеке" были спорными. Причем настолько, что редакция уважаемого в США издания Consumer Reports даже бросила автомобиль прямо посреди теста. Впоследствии журналисты даже признавались, что долгое время не могли продать эту машину просто потому, что никто не хотел её покупать. Ну, и наконец, в-третьих, Pontiac Aztek оказался слишком дорогим. Молодые водители просто не могли позволить себе покупку этого автомобиля. В общем, неудивительно, что Aztek провалился, а многими до сих пор считается самым некрасивым автомобилем в истории.
Москвич-2142 "Иван Калита"
Если вы думаете, что идея пересадить чиновников на отечественные автомобили стала популярной вчера, вы ошибаетесь. Такие предложения звучали и раньше. Причем в конце 90-х правительство Москвы вместе с мэром Юрием Лужковым даже решили двигаться к их практической реализации. Соответствующий автомобиль было поручено разработать заводу АЗЛК, и в итоге в 1998 году был представлен седан Москвич-2142, также известный как "Иван Калита".
Правда, с этим седаном все было не так. Чего стоит один лишь дизайн – адская смесь из решетки радиатора а-ля Cadillac, абсолютно непонятной квадратной оптики, задних окон с дополнительным окошком, а также длиннющего нелепого багажника. Правда, изначальный дизайн, разработанный С. Саакяном, был совсем другим. Но времена были тяжелые, поэтому "Калиту" лепили буквально из того, что было. Ну, а то, что было, не полюбили.
Представительский "Москвич" был не только страшным, но еще и дорогим – его розничная цена составляла около 20 000 долларов. В итоге после заказа нескольких автомобилей от "Москвича-2142" отказались даже в правительстве Москвы.
SsangYong Rodius
SsangYong Rodius – модель сравнительно молодая. Минивэн появился всего 13 лет назад в 2004 году. Строго говоря, у него были все составляющие для успеха – неплохие моторы Mercedes-Benz, выпущенные по лицензии, вместительный салон, рассчитанный на 7 пассажиров и водителя, и даже различные премиальные опции. Не хватало только одного – приличного дизайна.
По задумке создателя внешнего вида SsangYong Rodius Кена Гринли, автомобиль должен был напоминать премиальную яхту. Правда, в итоге получилась какая-то помесь раздутого универсала и пристроенного сарая. Ну, а в России автомобилисты так вообще прозвали корейский минивэн "Уродиусом" и, кажется, понятно почему. Хотя на других рынках SsangYong Rodius также не блистал, и только из-за своего внешнего вида смело может считаться провальной моделью.
ВАЗ-2107
Ну, а на закуску мы оставили один из самых распространенных автомобилей в России и на постсоветском пространстве. Возможно, решение включить ВАЗ-2107 в нашу подборку вам покажется спорным. Но мы все же поясним, что мы имеем в виду. Еще в момент своего рождения эта классическая модель была по сути устаревшей по конструкции, ведь большинство решений было унаследовано от ВАЗ-2105, который в свою очередь вел свою родословную от ВАЗ-2101.
Однако "Семерка" была плоха не сама по себе. Более того, эта простая недорогая и относительно неприхотливая модель для многих стала дорогой в мир автомобилей. Настоящая проблема у ВАЗ-2107 была только одна: её выпускали слишком долго. Производство "Семерки" началось в 1982 году, а последний седан с конвейера российского завода "ИжАвто" сошел в 2012 году. То есть в нашей стране этот представитель "Классики" выпускался 30 (!) лет. А был еще Египет, где последний автомобиль выпустили вообще в 2014 году.
Какой бы ни была "Семерка" со всеми её плюсами и недостатками, треть века – это слишком много. Неудивительно, что модель даже превратилась в объект для шуток о развитии отечественного автопрома на фоне других стран. И с этой точки зрения лучше бы ВАЗ-2107 никогда и не было, а если бы и был, то чтоб его производство окончилось лет на 20 пораньше, а сама модель превратилась в такой же символ ушедшей эпохи, какой стала "Копейка".