Опубликовано 17 июня 2016, 17:01

Горькая «Вощина»: брянские полноприводные машины, не вошедшие в серию

Одновременно с амфибиями для ракетных систем с начала 1970-х годов и до конца 90-х специальное конструкторское бюро Брянского автозавода разработало несколько семейств сухопутных четырехосных многоцелевых автомобилей высокой проходимости.

Одновременно с амфибиями для ракетных систем с начала 1970-х годов и до конца 90-х специальное конструкторское бюро Брянского автозавода разработало несколько семейств сухопутных четырехосных многоцелевых автомобилей высокой проходимости. Их также создавали в рамках опытно-конструкторской темы «Основа», но постепенно на них распространился непонятный военный код «Вощина» — так называются тонкие восковые листы для пчелиных сотов.

Артиллерийский тягач БАЗ-69531 в Вооруженных силах России (фото С. Андреева)

Все эти секретные машины создавались в жестких условиях «железного занавеса», отсутствия отечественных агрегатов и материалов, постоянных метаний от одной компоновки к другой и трудных поисков новых решений. С конструктивной точки зрения они являлись промежуточным звеном от легендарной 135-й серии к более совершенным автомобилям с одним силовым агрегатом и независимой подвеской, хотя и на них еще долго сохранялась архаичная бортовая трансмиссия.

В 1980-е годы к техническим проблемам добавились разрушительная перестройка и разоружение. В результате, несмотря на огромные усилия, эта техника себя не оправдала, серийно не выпускалась и в Советской, а позже и российской армии широкого распространения не получила.

Автомобили-шасси серии БАЗ-6950 (1976–1999 гг.)

В середине 1970-х годов Брянский автозавод негласно представил прототипы своей будущей тяжелой сухопутной гаммы БАЗ-6950 семейства «Основа» с колесной формулой 8х8 для транспортного обеспечения Советской армии. Все работы проводились под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина, ведущим конструктором был А. С. Коптюх.

Пока не была готова новая стеклопластиковая кабина для будущих машин, первым в 1976 году появился 12-тонный грузовик БАЗ-6952 с цельнометаллической кабиной от тягача МАЗ-537. Затем была собрана пробная партия с бортовыми кузовами и фургонами. До 1980 года машины проходили приемочные испытания в 21 НИИИ, открывшие дорогу новому семейству БАЗ-6950.

Горькая «Вощина»: брянские полноприводные машины, не вошедшие в серию

Опытное четырехосное шасси БАЗ-6952 с многоцелевым кузовом-фургоном

Недолгая история базового 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6950 началась в конце 1970-х. В отличие от унифицированной с ним амфибии БАЗ-6944, его оснастили мощной лонжеронной рамой и вынесенной вперед стеклопластиковой кабиной с обратным наклоном трех лобовых окон. За ней размещались 400-сильный дизель V8, гидротрансформатор с 5-ступенчатой коробкой и открытая монтажная часть рамы или бортовая платформа.

Горькая «Вощина»: брянские полноприводные машины, не вошедшие в серию

Военный автомобиль-шасси БАЗ-6950 с пластиковой кабиной (фото К. Дунаева)

Шасси БАЗ-6950, не отличавшееся высокими тактико-техническими данными и выпущенное в единичных экземплярах, в армии практически не применялось. Единственной военной надстройкой для него был обитаемый каркасно-металлический фургон СКН-6950 «Родинка» с широкими боковыми скосами для размещения штабных комплексов. В реальности единственным среди них был пункт управления «Поляна-Д4», входивший в автоматизированный комплекс управления зенитно-ракетной бригадой.

Читать далее

Автомобильные новости