Опубликовано 31 мая 2019, 09:43

Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

Очевидность электрификации как естественного технического тренда, захлестнувшего автомобилестроение и подкравшегося к мотоциклетной отрасли, не вызывает сомнений. Как реагирует отечественная инженерная мысль на вызовы времени?
Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

На самом деле реагировала она довольно давно, но не слишком результативно и эффективно – достаточно вспомнить проект "Лада Ellada" и печально известный "ё-мобиль". Следующую попытку взять "электрическую" вершину предпринимает тольяттинская Zetta. Рискнем предположить, что этот электрокар имеет куда больше шансов на общественное признание и распространение, чем предыдущие отечественные разработки с бесшумными силовыми установками.

Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

Проект Zetta реализуется с 2016 году, причем довольно быстро и разносторонне. Группа компаний, для которой "электрички" вовсе не являются стержневым бизнесом, разрабатывает машину и активно готовит производственные площади – с 2018 года проектируется конвейер мощностью 15 тысяч автомобилей, а в нынешнем начались работы по строительству и оснащению. По словам Дениса Щуровского, кандидата технических наук и генерального директора ООО "Зетта", в последние месяцы 2019-го производственная площадка будет готова для серийного выпуска электромобилей. Сперва на свет появится десяток машин, а на 2020 год запланирована сборка 2 тысяч экземпляров.

Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

Платформа Zetta несет модифицированные подвесочные компоненты от вазовских семейств 2108 и 2110. На металлический каркас навешаны композитные панели довольно специфичного вида. Визуальная особенность трехдверного электромобиля заключается в своеобразных пропорциях в духе японских кей-каров. Вспомнить малолитражки из Страны восходящего солнца заставляют и размеры – при длине, равной 3030 мм и ширине 1600 мм, высота составляет 1760 мм. Но установка тяговой аккумуляторной батареи от китайской GE Power Technology под полом должна сделать маленькую и "рослую" машину сравнительно устойчивой. От емкости АКБ, варьирующейся от 10 до 32 кВт⋅ч, будет зависеть целый ряд параметров – запас хода в диапазоне 200-560 км и снаряженная масса 486-708 кг. Интересно, что отечественные инженеры готовят как моноприводную версию с двумя асинхронными мотор-колесами, так и полноприводную модификацию. Тяговые возможности – 1050 Нм и 1750 Нм соответственно.

Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

В четырехместном салоне вы не найдете физических клавиш, а управление разными функциями реализуют новомодным способом посредством планшета на передней панели. Наличие традиционного руля обусловлено сертификационными требованиями. По факту управлять автомобилем можно будет джойстиком, радиосигналом или приложением смартфона. А исполнение для людей с ограниченными возможностями – на коляске в нее можно будет попасть через заднюю дверь – сможет получать сигналы от мышц и мозга.

Из чего сделан дешевый российский электромобиль "Зетта"

В западных странах электромобиль – это норма. У нас же история совершенно другая: немалая часть аудитории относится к технике подобного типа с недоверием и непониманием. Переломить ситуацию удалось разве что Tesla – дорогая имиджевая продукция американского бренда, демонстрирующая выдающиеся характеристики, делает российских владельцев суперпрогрессивным в глазах других людей. Очевидно, что этими качествами Zetta не обладает, однако у нее есть немало козырей. Первый и главный – цена базовой версии (на нее придется порядка 40% продаж), равная 450 тысяч рублей и гарантия 2 года или 150 тысяч км пробега.

Предполагается, что примерно половина машин уйдут на рынки таких ближневосточных государств как ОАЭ, Кувйет и Иордания. Интерес проявляет Казахстан и некоторые российские компании. Средняя версия также будет моноприводной, но с более производительной АКБ. Наконец, топовое исполнение предложат с полным приводом и тяговой батареей с увеличенной емкостью.

Привлечет ли Zetta рядовых граждан? Полагаем, что отдельные оригиналы все-таки обратят внимание на электрокар, смирившись с максимальной скоростью, ограниченной 120 км/ч и со 180-литровым багажником.