Опубликовано 12 февраля 2019, 13:31

Как себя вести, если гаишник хочет сделать из вас "живой щит"

После недавнего громкого инцидента, когда владимирские гаишники выстроили на пути обезумевшего таксиста на Skoda Rapid "живой щит", многие автомобилисты задались вопросом, насколько произошедшее вообще законно и как действовать, если стражи правопорядка делают из вас и вашей машины препятствие для нарушителя?
РИА "Новости" / Максим Блинов

Понять, что вас хотят сделать "живым щитом" несложно – остановка не будет походить на обычную проверку документов. Все происходит быстро, спонтанно, суетливо. "Задержаться" попросят не только вас, но и окружающих. Именно так произошло на трассе М-7, когда сотрудники ГИБДД выстроили на пути нарушителя заслон. В итоге пострадало четыре автомобиля, чьи владельцы были, как говорится, не при делах. Но куда страшнее другое – люди находились в автомобилях и им угрожала опасность, а гаишники даже не удосужились оперативно вывести их и отвести на обочину.

Как себя вести, если гаишник хочет сделать из вас "живой щит"

Итак, по пунктам. Прежде всего, водитель должен выполнить требование остановиться. В противном случае ему грозит штраф, согласно части 2 статьи 12.25 КоАП, которая гласит: "Невыполнение законного требования сотрудника полиции, должностного лица таможенного органа или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей". Из этого следует два момента. Во-первых, если дело принимает серьезный оборот, остановку вы можете совершить не на проезжей части, а на обочине (если это физически возможно, исходя из дорожной обстановки). И, во-вторых, 800 рублей – это ущерб на десятки, если не на сотни тысяч рублей, не общение со страховой компанией, а также не трата времени и нервов. Следует отметить, что до 2018 года в качестве санкции применяли арест, но сейчас подобная санкция уже не применяется.

Что касается методов заблокировать дорогу нарушителю, то они прописаны в Административном кодексе ГИБДД:

с применением специальных средств принудительной остановки транспорта — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях; посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения; с применением огнестрельного оружия — при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами; посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

И напоследок немного "истории". Использование "живых щитов" часто абсолютно неэффективно и сулит разве что финансовые и нервные издержки невольным участникам. Достаточно вспомнить ситуацию на владимирской трассе, когда заслон не остановил нарушителя. Показательные истории произошли в марте 2010 года и октябре 2014 году на МКАД. В первом случае нарушитель протаранил два автомобиля и поехал дальше. МВД за свой счет отремонтировала поврежденные транспортные средства. Во второй ситуации пострадало восемь машин, а "гонщик" вновь уехал. Кстати, участникам аварии выдали справки о ДТП, при этом, по некоторым данным, они не смогли получить компенсации по ОСАГО.

Итак, что делать, если вас пытаются использовать в качестве "живого щита". Само собой, максимально минимизировать ущерб для своего здоровья и имущества. "Гражданин должен подчиняться законным требованиям сотрудника полиции. Если вам говорят поставить машину поперек дороги, сидеть и не выходить так как идет задержание преступника, то вас ставят в опасную ситуацию. Когда вам запрещают движение, вы имеете право остановиться в безопасном месте – отъехать от дороги к обочине", – говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Он напоминает, что у сотрудников полиции нет права выставлять "живые щиты". "Такие вещи не допускаются. Есть специальные технические средства, служебные автомобили, грузовой транспорт. Вы обязаны выполнять только законные требования, а когда вашу жизнь и здоровье ставят под угрозу, то это требования незаконные. Лучше вы понесете административную ответственность, чем за вашим портретом будут идти родственники с цветами", – отмечает собеседник "Авторамблера".

Автомобильные новости