quto.ru
Опубликовано 26 февраля 2020, 17:26

Каковы причины стука в двигателе

Мотор – источник разных шумов. Одни вполне нормальные и привычные, другие вызывают холодную испарину на лбу и запускают "калькулятор" в голове. Из этой статьи вы узнаете, каковы причины появления стуков в двигателе и когда следует готовиться к большим тратам.
соцсети

Шум шуму рознь. Скажем, характерное шипение, который издает фильтр пониженного сопротивление это одно, свист ролика натяжителя ремня генератора – другое, а звуки, которые можно охарактеризовать как стук – третье. Последние пугают особенно сильно, поскольку являются достаточно ярко выраженным признаком неисправности и намекают на приближающийся ремонт. Весь вопрос в том, каково происхождения стука. Вариантов немало.

Виды стука

Опытный мастер определит источник и причину характерного звука, который может иметь не только цикличность, но и, если так можно выразиться, тональность.

Если говорить о характере проявления, то стук может доноситься постоянно, быть эпизодическим или циклическим, то есть, бить по нервам автовладельца через определенные промежутки времени. Например, провернутые вкладыши стучат все время, поскольку в данном случае происходит постоянное вращение коленчатого вала и чем больше выше обороты, тем выше частота неприятных звуков из двигателя. Иногда агрегат стучит на холодную из-за зазора между поршнем и стенкой цилиндра, но по мере прогрева происходит тепловое расширение, зазор выбирается и грохот исчезает. Звон, бывает, проявляется при движении – так заявляет о себе детонация, одно из опасных и разрушительных явлений в камере сгорания. Если с ростом оборотов стук становится сильнее, то источник неисправности, вероятнее всего, находится в кривошипно-шатунном механизме или цилиндропоршневой группе. Соответственно, источник шумов может находится в головке блока цилиндров, в самом блоке и в нижней части двигателя.

Каковы причины стука в двигателе

© Depositphotos / VOSTOCK Photo

Услышав посторонний звук, в первую очередь следует заглушить мотор и проверить уровень моторного масла. Лучше всего сразу же обратиться на сервис для диагностики и локализации проблемы.

Стук подшипников скольжения

Тревожный саундтрек издают как коренные, так и шатунные подшипники скольжения коленвала (вкладыши). У первых проблема характеризуется глухим "металлическим" стуком на малых оборотах двигателя, когда давление в системе смазки низкое, а также при сбросе газа. Если оно находится на критически низком уровне, стук будет звонким и слышным постоянно. В случае с коренными вкладышами он возникает при падении давления в масляной системе, а также при попадании в мотор "левого" некачественного масла, либо не соответствующего по допускам производителя. Кроме того, он может происходить из-за общего износа коренных шеек, когда между ними и опорами блока цилиндров появляется увеличенный зазор.

Каковы причины стука в двигателе

© carpedia.club

Звук, возникающий из-за износа шатунных подшипников коленчатого вала, условно говоря, более громкий, резкий и выраженный, особенно, когда водитель "педалирует", меняя частоту вращения коленчатого вала. В случае со стуком шатунных вкладышей важно не пропустить момент начала проблемы и заглушить двигатель – дальнейшая эксплуатация может привести к заклиниванию двигателя и тогда результат окажется куда дороже. Ездить на автомобиле со стучащими коренными вкладышами тоже не следует, но последствия не будут столь тяжелыми как с шатунными.

Стук поршней и поршневых пальцев

Звук, издаваемый поршнем при появлении зазора 0,3-0,4 мм между ним и стенкой цилиндра относительно глухой и иногда может сопровождаться щелчками. Исчезает по мере выхода агрегата на рабочую температуру, когда поршни выбирают люфт благодаря тепловому расширению.

Вспоминается, в частности, так называемая проблема четвертого цилиндра у оппозитных двигателей Subaru – появление характерного стука при работе мотора на холодную, который со временем прогрессирует и присутствует на прогретом агрегате. Принято считать, что его провоцирует высокая тепловая нагруженность "дальнего" цилиндра. В итоге юбка поршня изнашивается, гильза приобретает форму эллипса, но немалое количество владельцев продолжает ездить, и порой атмосферный мотор может пройти сотню и более тысяч километров до капремонта.

Каковы причины стука в двигателе

© drivenn.ru

Что касается стука поршневых пальцев, то причиной звонкого металлического, высокого по тону звука, то его слышно, когда водитель сильно нажимает на педаль газа для ускорения или делает перегазовку. Возникает в том случае, если появился зазор около 0,1 мм. Кроме того, агрегат может "отзваниваться" при детонации, речь о которой пойдет ниже, а также при высокой нагрузке на низких оборотах. Подобное происходит, если пытаться штурмовать подъем на высоких передачах. Для диагностики проблемы рекомендуется выкрутить свечу зажигания – без нее не будет сгорания топливно-воздушной смеси и, соответственно, нагрузки на поршень.

Стук при детонации

Самопроизвольное воспламенение топливно-воздушной смеси, сопровождающееся взрывом, является одним из опаснейших явлений для двигателя внутреннего сгорания, приводящим к появлению звонкого металлического стука. Причин детонации множество. В первую очередь это использование топлива с неподходящим, более низким октановым числом, а также перегрев двигателя, увеличение степени сжатия, спровоцированное в том числе интенсивным нагаром и отложениями в камере сгорания. Агрегат также может "отзваниваться", когда скорость на затяжном подъеме не соответствует выбранной передаче – обороты низкие, а нагрузка на мотор высокая.

Каковы причины стука в двигателе

© Drive2.ru

При детонации стучат как раз детали двигателя, а именно стенки камеры сгорания, по которым молотит ударная волна. При нормальном процессе сгорания фронт пламени в камере сгорания распространяется со скоростью порядка 30 м/с, но в случае взрыва, он движется на сверхзвуковых скоростях, достигая 2000 м/ч и выше. Неудивительно, что результатом детонации являются такие серьезнейшие повреждения двигателя как разрушение и расплавление поршней, выкрашивание перегородок между поршневыми кольцами, пробой прокладки головки блока, разрушение стенок цилиндров, перегрев, прогар клапанов ГРМ.

Стуки в ГРМ

Посторонние звуки в газораспределительном механизме двигателя могут возникать из-за изношенных гидрокомпенсаторов – клапаны начинают неприятно цокать на холодную, а бывает, что звон не исчезает и по мере прогрева двигателя.

Каковы причины стука в двигателе

© Drive2.ru

Впрочем, это не единственная причина для стука, доносящегося из-под клапанных крышек. Износ регулировочных шайб или кулачка распредвала, а также зазор между толкателем и его посадочным местом тоже озвучиваются. Не стоит забывать о натяжных роликах и цепи ГРМ, которые тоже шумом сообщают о своем состоянии. Еще следует отметить, что цепь может издавать звуки на холодную, но по мере прогрева они исчезают – в системах с гидравлическим натяжением привода газораспределительного механизма масло может подаваться на детали не сразу.

Автомобильные новости